Как научить ребенка делить слова на слоги?
Давайте начнем с определения, что такое слог - это звуки в слове, которые можно произносить одним толчком воздуха. Слог может состоять из одного или из нескольких звуков. В слоге всегда есть только один гласный звук, он и образует слог (цве - ток). В разных словах разное количество слогов. Разделять слова на слоги следует вслух, чтобы ребенок мог слышать себя. Когда мы громко произносим слово по частям, оно автоматически делится на слоги правильно. Делить слова на слоги можно с помощью хлопков ладошками, но в этом случае взрослый должен контролировать, так как хлопки могут быть выполнены произвольно.
Как объяснить ребенку?
Прежде всего, изучение темы стоит начать, когда ребенок уже представляет себе понятия буква и слово. Не обязательно чтоб ребенок знал название всех букв, но он должен знать гласные звуки и некоторые согласные. Сначала обучаем ребенка не всему алфавиту и не названиям букв (бэ, гэ, эль) это может затруднить понимание чтения, а звукам, которые мы произносим, рассматривая буквы (б, п, ь, л). Что бы получился слог – звуки образуют пары. В каждой паре должен присутствовать лишь один гласный звук, в то время как согласный может быть как один, так и несколько, а иногда его может и не быть. Самое главное для формирования слога – это наличие одной гласной.
Что бы показать ребенку различия между гласными и согласными звуками, предложите ребенку их спеть. Гласные легко можно протянуть «ааа», «ууу», в то время как произнести «к», «с», «т» будет затруднительно. Если ребенок пытается спеть согласные звуки, попросите его прислушаться к своему пению. И окажется что для того чтобы спеть согласный звук, к нему необходимо добавить гласные «мы», «на», и тогда ребенок поймет что такое слог.
Три метода деления
1. Ладонь и подбородок. Тыльную сторону ладони необходимо разместить под подбородком, оставив небольшое пространство. При произнесении гласных рот открывается, и подбородок касается руки. Количество касаний соответствует числу слогов в слове. Этот метод широко используется, однако имеет значительные недостатки. При артикуляции звука «И» рот не открывается широко, а лишь растягивается в улыбке, что приводит к тому, что подбородок не соприкасается с ладонью. Для эффективного применения данного метода детям требуется хорошо развитая артикуляция.
2. Хлопки, для придания эмоциональной окраски этот метод можно назвать по-разному «прячем слова в ладошки», «аплодируем словам». Хлопки могут быть заменены ритмичным отстукиванием ладонью по столу или колену. Деление слова на слоги осуществляется хлопками на гласных; количество хлопков соответствует числу слогов. Для успешного использования этого метода детям необходимо развивать чувство ритма, иначе они могут неверно разбивать слово на слоги (например, «Ди-ва-н», «ко-м-по-т»). Тем не менее, регулярные тренировки дают положительный результат, и этот метод оказывается эффективным.
3. Скандирование. Следует произносить слово, как на соревнованиях, или выкрикивать, как на спортивных мероприятиях: «Ма! Ли! На!» или «Са! Пог!».
Как разделять слова на слоги?
- Объяснить, что такое слог. Для этого возьмите две буквы, используя кубики, магнитные буквы или карточки, и соедините их. Чтобы процесс был более увлекательным, придумайте историю: два звука вместе встретились и спели вместе песню «маааа». Эта песня возникла благодаря гласному звуку «а». Без него не удалось бы, поэтому гласный звук – ключевой участник этой встречи.
- Расскажите о различиях типах слогов. Положите рядом гласную и согласную буквы, меняя их местами, и начните знакомить ребенка с видами слогов: открытыми (заканчиваются на гласную), закрытыми (в конце стоит согласный звук). Обратными (где вначале стоит гласная буква, а за ней согласная) и сложными (слоги в которых гласная идёт впереди согласной).
- Составить двухсложное слово. Спросите сколько в нем гласных. Посчитайте их, касаясь каждой пальчиком. Количество гласных соответствует количеству слогов.
- Перейти к играм. Каждое последующее занятие начинайте с краткого повторения, постепенно усложняя материал.
Способы деления слов на слоги
1. Проведите демонстрацию деления слов на слоги, используя простые примеры. Создайте карточки или элементы магнитной азбуки, формируя из них простые слова.
2. Игра «Магазин». Ребёнку предоставляются карточки с цифрами. Он заходит в магазин и выбирает картинку предмета, количество слогов в названии которого соответствует цифре на его «деньгах». Мама исполняет роль кассира, проверяя правильность выбора. Например, если у ребёнка 3 рубля, он выбирает картинку с капустой, подходит к кассиру и произносит: «Ка-пус-та», разделяя слово на слоги с помощью хлопков.
3. Игра «Рассели животных по домикам». Мама демонстрирует домики и объясняет, что количество окон соответствует количеству слогов в словах. Ребёнку предлагается выбрать картинки с изображениями животных и распределить их по домикам: животные с одним слогом должны разместиться в домике с одним окном (кот, ёж, рысь); животные с двумя слогами - в домике с двумя окнами (лиса, белка) и так далее.
4. Игра «Короткий или длинный слог». Мама называет различные слова. При коротких словах ребёнок хлопает в ладоши, а при длинных - тихо стучит по коленям.
© Редакционный материал издательства, ООО «Игры и Игрушки», 12.11.2024Рекомендуем почитать
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии