Что такое логоритмика?
Вы задумались о дополнительных развивающих занятиях для своего ребенка. Детские центры предлагают широкий выбор кружков: лепка, рисование, английский язык, театральная студия. Но вот среди списка досуговой деятельности мелькает непривычное название − логоритмика. Что это за дисциплина такая, чем полезна? Как строится занятие, чем на нем заняты дети? А может быть логоритмикой можно и вовсе заниматься дома самостоятельно?
История появления
В переводе с древнегреческого термин «логоритмика» звучит как «речь и ритм». Именно в этих двух словах и заключается главный смысл: развитие речи через движение. В качестве методической системы логоритмика была систематизирована и описана советским психиатром В.А. Гиляровским в 1932 году. Изначально методика позиционировалась как лечебная и применялась для коррекции заикания у детей. Но позднее логоритмика была признана крайне полезной и для профилактических целей речевого развития. И в последствии вошла в воспитательно-образовательный процесс всех дошкольных учреждений.
Может сложится впечатление, что логоритмика – это какая-то новая методика, которую разрабатывали врачи, а затем постепенно внедряли в жизнь. Это не совсем так. Если обратится к русскому фольклору, мы увидим, что малышу с раннего детства пели пестушки и потешки, сопровождая их простыми действиями. Да-да, речь об известных всем играх «Сорока-белобока», «Ладушки», «Ехали за орехами». Ритмичный стих и действие – вот основа логоритмики, истоки которой в самой древности.
В настоящее время изучение логоритмики входит в образовательную программу многих специальностей: педагогов дошкольного образования, психологов, логопедов, дефектологов. Как видите, сферы применения элементов логоритмики самые широкие, в зависимости от целей, которые преследует специалист.
Основы занятий
Начинать занятия логоритмикой обычно советуют с двух лет. Но строгие возрастные рамки здесь не уместны. Заниматься можно, как только малыш научится сам произносить отдельные слова и выполнять нехитрые физические упражнения по указанию взрослого. Особенно полезны занятия в период с 2,5 до 4 лет, когда происходит активное формирование и развитие речи.
Со стороны может показаться, что занятие по логоритмике сплошь состоит из игры и музыки. А как же иначе! Любая работа с детьми наиболее эффективна, если проводится через игру. Именно в этой форме проще всего следовать принципу: от простого к сложному. Играя, ребенок не чувствует давящего «учись и исправляйся». Тем более что «играть» в логоритмику нужно долго. Положительную динамику в речи можно заметить лишь после полугода (или более длительного периода) занятий. А что делает игру увлекательной и яркой? Конечно, игрушки, костюмы, музыкальные инструменты. Все это используется на занятиях.
Принцип логоритмики стоится на подражании: ребенок вслед за взрослым повторяет слова, сопровождая их движением под музыку. Конечно, на первых занятиях ведущий – взрослый. Малыш постепенно запомнит стихотворение и движения. Тогда он сам сможет быть ведущим, а повторять за ним будет уже взрослый. Смена ролей всегда очень ободряет детей и стимулирует с радостью разучивать новые тексты.
Занятия логоритмикой дома
Как вы уже поняли, логоритмика – эффективная и не очень сложная техника развития речи ребенка. Её элементы обязательно включены в ежедневный план занятий с детьми в детском саду, ее предлагают в качестве «развивашек» детские досуговые центры. Для многих детей занятия в коллективе более интересны и продуктивны. Они копируют движения не только за взрослым, но и друг за другом, быстрее запоминая последовательность слов-действий. Но логоритмикой можно заниматься и дома. Ребенок, посещающий детский сад, наверняка с радостью научит вас стихам и движениям, которые уже знает. Ваша задача – расширять эти знания, играть и дома тоже. Если ваш кроха еще не знаком с ДОУ, не беда. Начинайте занятия самостоятельно.
С чего начать? Выберите три-четыре известных стихотворения и выучите их. Подумайте, какие движения могут сопровождать каждую строчку. Обычно они заключены в самом смысле стихотворения. Вот пример.
Мишка косолапый (разворачиваем стопы внутрь)
По лесу идет (делаем в таком положении шаги на месте),
Шишки собирает (поднимаем попеременно правую и левую руки)
И в карман кладет (делаем имитирующее движение около карманов).
Дальше по сюжету стихотворения можно хлопнуть себя по лбу (шишка свалилась), топнуть сердито ногой. Как видите, все максимально просто.
Вначале разыграйте сценку самостоятельно. Скорее всего малыш будет весело смеяться и требовать повторения. Вовлеките его в игру. Важно поначалу пусть и медленно, но ритмично совмещать слово-движение. Когда ребенок будет знать, что от него требуется, подключите музыкальное сопровождение. Следите, чтобы музыка была без слов и соответствовала ритму, с которым малыш может выполнять упражнение.
Хлопать-топать и читать небольшие стихи очень просто. Но так кажется только со стороны. Подумайте, ребенок параллельно проводит несколько мыслительных операций. Он координирует слово, разные движения частей тела, задействует память (в том числе и мышечную). А когда вы добавляете музыку, включается еще и слуховая деятельность. Это большая и комплексная нагрузка на мозг ребенка!
© Редакционный материал издательства, ООО «Игры и Игрушки», 15.12.2021Рекомендуем почитать
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии