Игры ТРИЗ: как и во что играть?
Игры, основанные на технологии ТРИЗ, опираются на теорию решения изобретательских задач, разработанную советским инженером Генрихом Альтшуллером.
Основная цель ТРИЗ заключается не только в развитии фантазии у детей, но и в обучении их системному мышлению с пониманием происходящих процессов. Эта методика предоставляет воспитателям и родителям инструменты для практического формирования у детей качеств, творческой личности, способной осознавать единство и противоречия окружающего мира, а также решать свои небольшие проблемы.
Для детей это означает, что они учатся искать альтернативные и эффективные решения в любых проблемных ситуациях. Такой подход развивает их эвристические навыки, гибкость ума и творческие способности.
Дидактическая игра ТРИЗ
«Да-нетка». Ведущий загадывает предмет, число или событие, а игроки должны угадать его, задавая вопросы, на которые можно ответить только «Да» или «Нет».
«Открытые задачи». Участникам предлагается сформулировать нестандартную ситуацию, проблему или вопрос в виде открытой задачи, для которой существует множество возможных решений.
«Тематический алфавит». Игроки выбирают определенную тему и придумывают для каждой буквы алфавита слово, связанное с этой темой.
«Стихотворные знакомства». Игроки по очереди представляются, называя себя каким-либо животным или предметом, и добавляют вторую строчку о себе в рифму.
«Чем (кем) был, чем (кем) стал». Эта игра направлена на развитие навыков определения эволюции объектов. Взрослый называет любой объект живой природы, а дети рассказывают, чем (кем) он был и чем (кем) стал.
«Был. Есть. Будет». Цель игры — помочь детям научиться определять свойства объектов в прошлом, настоящем и будущем. Взрослый называет объект живой природы, а ребёнок перечисляет его характеристики в разные временные периоды.
«Кто где живет». Эта игра направлена на то, чтобы научить детей определять, к какой среде обитания относится данный объект. Взрослый называет объект живой природы, а дети указывают, где он обитает.
«Я возьму тебя с собой». Цель этой активности — установить связь между средой обитания и объектом живой природы. Взрослый называет место обитания и предлагает детям выбрать объекты живой природы, которые там встречаются.
«Ты – моя частичка». Эта игра развивает навыки классификации объектов живой природы. Взрослый называет целый объект, а ребенок перечисляет его составные части.
«Кто я?». Цель игры — развить умение называть как можно больше объектов живой природы, основываясь на одной части. Взрослый называет часть, а дети должны привести примеры объектов, обладающих этой частью.
Игры ТРИЗ на развитие речи
Игра «Перевирание сказки» может быть знакома многим из вас. С нашей точки зрения, она обладает рядом дидактических свойств, которые оправдывают ее использование на логопедических занятиях, направленных на развитие связной речи. Эта игра помогает ребенку одновременно осваивать операции декомпозиции и композиции.
Игра «Да-Нетки» или «Угадай, что я загадала». В этой игре взрослый загадывает слово, например, «слон», а дети задают вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет». Вопросы могут быть такими: «Это живое?», «Это растение?», «Это животное?», «Оно большое?», «Оно живет в жарких странах?», «Это слон?». Взрослый отвечает на вопросы, пока дети не угадают задуманное слово.
Когда дети освоят правила игры, они могут начинать загадывать слова друг другу. Это могут быть различные объекты, такие как «шорты», «машина», «роза», «гриб», «береза», «вода», «радуга» и так далее.
Игра «По кругу». Цель: Составление словосочетаний. Оборудование: Картинки на различные лексические темы. Ход игры: Дети садятся вокруг стола. В руках у взрослого находится стопка перевернутых карточек. Первый игрок выбирает любую карточку из стопки, например, «шубу», и придумывает словосочетание, например: «Шуба пушистая». Затем картинка передается следующему игроку. Каждый ребенок по очереди добавляет новое словосочетание, например: «Шуба теплая», «Шуба новая» и так далее, передвигая картинку по кругу. Игрок, который назовет последнее словосочетание, оставляет картинку «шуба» у себя и получает право взять следующую карточку из стопки. Победителем становится тот, кто соберет наибольшее количество картинок.
Игра «Предложения по цепочке». Цель: Составить предложения. Оборудование: Картинки по лексическим темам. Ход игры: Взрослый делит картинки поровну между всеми участниками. Каждый игрок формирует свою стопку из картинок. Взрослый выкладывает на середину стола любую картинку, например, «кошку». Первый игрок должен составить простое предложение, используя слово «кошка» и одно из слов, изображенных на верхней картинке в его стопке (например, «шубка»): «У кошки пушистая шубка». Затем он накладывает картинку «шубка» на картинку «кошка» и передает обе картинки следующему участнику, который должен соединить слово «шубка» с первым словом в своей стопке, и так далее. Если игрок не может выполнить задание, он забирает все переданные картинки и кладет их в свою стопку внизу, а следующему игроку передает только одну верхнюю картинку. Побеждает тот, кто первым избавится от всех своих картинок.
Игра «Хорошо — плохо». Суть игры заключается в том, что любой объект или явление можно рассматривать как с положительной, так и с отрицательной стороны. Один из вариантов этой игры называется «Букет Хорошо-Плохо». Участникам предлагается назвать объект или явление и выявить как можно больше его положительных и отрицательных характеристик. Затем нужно собрать «букет» из этих признаков, завершая его положительным аспектом.
Еще один вариант игры — «Цепочка Хорошо-Плохо-Хорошо…». В этой игре нужно выбрать объект или явление и сначала выделить его положительный признак. Затем к этому положительному признаку добавляется отрицательный, к отрицательному — снова положительный, и так далее. В результате формируется длинная цепочка, чередующая положительные и отрицательные характеристики, завершаясь положительным признаком.
Игра «Хорошо — плохо» помогает развивать навыки, позволяя видеть как положительные, так и отрицательные (полезные и вредные) стороны. Она способствует улучшению речи и воображения, а также учит принимать и уважать мнения других людей, отличные от собственных.

Игры по ТРИЗ способствуют развитию творческого мышления, умения выявлять причинно-следственные связи и видеть логические закономерности. Также повышают познавательную активность и интерес детей. У них возникает стремление к новизне и фантазированию, обогащается словарный запас, и расширяются познавательные способности.
© Редакционный материал издательства, ООО «Игры и Игрушки», 02.12.2025 23:40:20
0
0
0
Рекомендуем почитать
- Комментарии
- Мамам-шопоголикам70
- Игрушки своими руками26
- Про подарки детям46
- Про игрушки по возрасту22
- Обустраиваем детскую22
- Полезные советы34
- Про воспитание детей16
- Про детское творчество1
- Про игрушки антистресс1
- Про интересы детей3
- Про книги для детей10
- Про коллекции3
- Про обучение детей74
- Про психологию детей15
- Про развивающие игрушки23
- Про развитие детей63
- Про семейные праздники20
- Про физиологию детей22
- Рейтинги игр и игрушек55
- Рейтинги площадок2
- Праздники для детей67
- Про игрушки для улицы19
- Про игрушки для дома31
- Про обучающие игрушки47
- Про гаджеты для детей6
- Про отдых с детьми12
| Материал | |
| Деревянная | |
| Интерактивная | |
| Новинка | |
| Радиоуправляемая |
| Производитель | |
| Деревянная | |
| Интерактивная | |
| Искать товары в Яндекс виджете | |
| Новинка | |
| Радиоуправляемая |
| Деревянная | |
| Интерактивная | |
| Искать товары в Яндекс виджете | |
| Новинка | |
| Радиоуправляемая |
| Деревянная | |
| Интерактивная | |
| Новинка | |
| Радиоуправляемая |
| Материал | |
| Деревянная | |
| Интерактивная | |
| Искать товары в Яндекс виджете | |
| Новинка | |
| Радиоуправляемая |
| Деревянная | |
| Интерактивная | |
| Искать товары в Яндекс виджете | |
| Новинка | |
| Радиоуправляемая |
| Материал | |
| Деревянная | |
| Интерактивная | |
| Искать товары в Яндекс виджете | |
| Новинка | |
| Радиоуправляемая |
| Деревянная | |
| Интерактивная | |
| Искать товары в Яндекс виджете | |
| Новинка | |
| Радиоуправляемая |
| Производитель | |
| Деревянная | |
| Интерактивная | |
| Искать товары в Яндекс виджете | |
| Новинка | |
| Радиоуправляемая |
| Материал | |
| Деревянная | |
| Интерактивная | |
| Искать товары в Яндекс виджете | |
| Новинка | |
| Радиоуправляемая |
| Материал | |
| Деревянная | |
| Интерактивная | |
| Искать товары в Яндекс виджете | |
| Новинка | |
| Радиоуправляемая |
| Материал | |
| Деревянная | |
| Интерактивная | |
| Искать товары в Яндекс виджете | |
| Новинка | |
| Радиоуправляемая |
| Деревянная | |
| Интерактивная | |
| Искать товары в Яндекс виджете | |
| Новинка | |
| Радиоуправляемая |
| Материал | |
| Деревянная | |
| Интерактивная | |
| Новинка | |
| Радиоуправляемая |
| Деревянная | |
| Интерактивная | |
| Искать товары в Яндекс виджете | |
| Новинка | |
| Радиоуправляемая |
| Деревянная | |
| Интерактивная | |
| Искать товары в Яндекс виджете | |
| Новинка | |
| Радиоуправляемая |
| Материал | |
| Деревянная | |
| Интерактивная | |
| Искать товары в Яндекс виджете | |
| Новинка | |
| Радиоуправляемая |
| Материал | |
| Деревянная | |
| Интерактивная | |
| Искать товары в Яндекс виджете | |
| Новинка | |
| Радиоуправляемая |
| Материал | |
| Деревянная | |
| Интерактивная | |
| Искать товары в Яндекс виджете | |
| Новинка | |
| Радиоуправляемая |
| Деревянная | |
| Интерактивная | |
| Искать товары в Яндекс виджете | |
| Новинка | |
| Радиоуправляемая |
| Деревянная | |
| Интерактивная | |
| Новинка | |
| Радиоуправляемая |
| Материал | |
| Деревянная | |
| Интерактивная | |
| Искать товары в Яндекс виджете | |
| Новинка | |
| Радиоуправляемая |
| Деревянная | |
| Интерактивная | |
| Новинка | |
| Радиоуправляемая |
| Деревянная | |
| Интерактивная | |
| Искать товары в Яндекс виджете | |
| Новинка | |
| Радиоуправляемая |
| Материал | |
| Деревянная | |
| Интерактивная | |
| Искать товары в Яндекс виджете | |
| Новинка | |
| Радиоуправляемая |




































