Игрушки по гендерному признаку. Нужно ли разделять?
Гендерный признак – это перечень характеристик, которые обозначают половые особенности представителя определённого пола. Гендерные стереотипы – это принятые в обществе правила поведения мужчин и женщин. Игрушки по гендерному признаку – это игровые предметы различного содержания, предназначенные для девочек и мальчиков. Игрушки как для мальчиков, так и для девочек в первую очередь должны быть безопасными, функциональными, привлекательными, эстетичными, выполненными из экологически чистых материалов. Они должны соответствовать возрастной категории детей. Игрушки полезны для ребёнка, если они несут познавательный, физиологический, нравственный и духовный характер. Вредны они в случае, если взаимодействие с ними может провоцировать малыша на агрессию, жёсткость, вызывать страх, тревогу, психологическую зависимость. Соблюдение требований при покупке «правильной» игрушки способствует личностному развитию мальчиков и девочек и их чёткому формированию по ролевому представлению.
Характеристика игр по гендерному признаку
Чаще всего принадлежность игрушки тому или иному полу определена внешним видом упаковки. Например, игровые наборы для девочек представлены в коробках розовых или пастельных тонов с картинками и смысловыми сюжетами, поясняющими тематику данного комплекта. Например: уход за собой – косметика; домашние дела – пылесос, плита, посуда; уход за ребёнком – куклы. Для мальчиков игрушки находятся в ярких упаковках с изображением ребят, играющих в машинки, конструкторы, стреляющих из разных видов оружия или занимающихся спортом.
Мальчик и девочка – это два ярких мира. Сегодня традиционный мир подвергается искажению, а традиционные эталоны мужественности и женственности подвергаются разрушению. Отсутствие чётких критериев мужских и женских ролей пагубно влияет на развитие и формирование ребёнка, на его психическое состояние. Одним из важнейших аспектов формирования личного ощущения своего пола является создание для малышей общей игровой среды. В ней дети не разобщены, а наоборот, мальчики и девочки действуют сообща, но согласно своим гендерным особенностям. Игровая модель строиться таким образом, чтобы девочки воспроизводили модель поведения женщины, а мальчики проигрывали мужскую модель поведения. При этом у детей должна быть возможность взаимодействовать и осуществлять совместные действия. В том, что мальчик иногда проявляет интерес к игрушкам, условно обозначенных как девчачьи, а девочка катает машинки и разглядывает пистолет, нечего страшного нет. Это этап, при котором происходит процесс узнавания противоположного пола и познание мира. В момент игры мальчика с куклами формируется такое качество как заботливость. Девочки, занимаясь конструктором, развивают логическое мышление и любопытство. В процессе сюжетно-ролевых игр должно отражаться традиционное место мужчины и женщины в обществе. В игру должны закладываться основы нравственности: доброта, уважение, надёжность, забота, терпимость, верность в отношении обоих полов, усвоение детьми своей гендерной принадлежности.
При создании игровых зон для мальчиков желательно делать акцент на наличие игрушек, связанных с транспортом (наземный, воздушные и морские суда, железнодорожный), а также конструкторы, творческие наборы, дающие начальные навыки в обращении с электричеством, деревом, с различными строительными и техническими инструментами. Игровые условия для девочек основаны на понятиях «семья» и «материнство». Основной упор делается на наличии кукол, кукольной мебели, элементов интерьера, посуды. Игровые элементы для сюжетно-ролевых игр «парикмахер», «стилист», «дизайнер» познакомят девочек с женскими занятиями. Совместными играми для девочек и мальчиков станут «Больница», «Магазин», «Зоопарк».
Гендерные стереотипы к игрушкам
Вопрос о гендерных стереотипах в отношении к игрушкам можно рассмотреть на примере детского магазина. Представьте, что мы входим в помещение. Куда мы направляемся в первую очередь? Мы двигаемся именно в ту часть магазина, где представлен товар для мальчиков или для девочек. Для нас, это естественно. А вы не замечали, что дети чаще всего ведут себя также. Они, ориентируясь на наш пример, устремляются именно в ту зону, которая при помощи цветовой палитры обозначает гендерную принадлежность игрушки.
На другой вопрос, зачем детские игрушки и другие товары делят по гендерному признаку, нам могут ответить маркетологи. Специалисты, занимающиеся изучением потребительского рынка, участвующие в создании рекламных компаний, в разработке стратегии продвижения того или иного продукта, или услуги, скажут, что разделение игрушек по гендерному признаку – это маркетинговый ход, который увеличивает продажи и общий доход всей индустрии товаров для детей. В 80-х годах маркетологи заговорили о поле ребёнка и предложили соединить детские товары с компьютерными играми, мультиками и телесериалами. В результате чего в нашу жизнь вошли Transformers, My Little Pony, дикие скритчеры, куколки LOL и другие герои из популярных шоу. Вывод один: разделение игрушек по гендерному принципу упрощает процесс реализации товара и увеличивает их стоимость и количество. Например, имея в семье двух детей – мальчика и девочку, вы приобретёте ни один гель для душа, а два, так как на одном изображён супергерой, а другой имеет милую розовую упаковку.
Нужно ли разделять игрушки
Психологи на вопрос, нужно ли разделять игрушки по гендерному признаку (для мальчиков, для девочек), говорят о том, что именно благодаря игрушкам у детей закладываются основные гендерные стереотипы и понятия мужского и женского. Именно время, проведённое за игрой, влияет на дальнейшие отношения друг другу. Если для взрослых игры – это способ развлечения и отдыха от суеты жизни, то для малыша – это способ познания мира. При помощи игрушек мальчики и девочки моделируют все происходящее вокруг них. Почему же тогда мальчик, видя, например, как папа заботится о нём или о младшем брате или сестре, убирается, стирает, не может поиграть с куклой, представляя себя на месте отца. Что плохого в том, если дочка поиграет в машинки? Ведь она так часто сопровождает в поездках маму, которая умеет водить автомобиль. Разделение игрушек по гендерному признаку – это условность. Мальчики и девочки должны играть в разные игрушки, тогда они будут развиваться гармонично, их навыки не будут ограничены узкими способностями. Наоборот, за счёт большего количества информации у них не будет недостатков в когнитивном мышлении.
Сегодня игрушки проходят процесс смены ролей. Куклы раньше играли роль мамы, хозяйки очага или олицетворяли различные профессии, то сейчас чаще встречаются куклы-принцессы или представительницы шоу-бизнеса. Для мальчиков вместо фигурок полицейских, пожарных, спасателей, строителей производители стали предлагать супергероев. Из реального мира детей переносят в мир фэнтези. Наличие большого количества таких игрушек в игротеке ребёнка подводит детей к нереальному виденью себя в жизни, принуждает к выбору несуществующих профессий. При выборе детских товаров родители должны чётко понимать, что игрушка несёт не только радость и эмоции малышу, но и обеспечивает всесторонне развитие. Поэтому игротека ребёнка должна быть разнообразной.
- Игрушки для активного проведения времени (велосипед, самокат, мячи, скакалки) то есть всё то, что позволит малышам бегать, прыгать, кататься и заниматься спортом.
- Игрушки, развивающие мелкую моторику и усидчивость, творческие наборы.
- Игрушки, способные дать ребёнку возможность воображать и фантазировать например, конструкторы.
- Игры, в которых нужно взаимодействовать с другими детьми (настольные игры, командные соревнования).
- Игры, повышающие способность ребёнка к распознаванию эмоций и приобретению навыков актёрского мастерства (настольные, теневые, пальчиковые театры).
- Иры, развивающие логику, математическое и пространственное мышление (шашки, шахматы).
- Игровые наборы для изучения различных технологий (роботы, машины будущего).
- Игрушки, обучающие ухаживать за собой и обслуживать себя в быту (детские косметические наборы, функциональные миниатюрные версии бытовой техники).
- Игры, вдохновляющие на подвиг, романтику, приключения, взаимовыручку.
Игрушки – это фундамент для дальнейшего развития ребёнка. Они играют огромную роль в формировании гендерной личности. Но ещё большее влияние на воспитание ребёнка играет личный пример родителей. Поступки взрослых станут лучшим образцом для воспитания в детях лучших мужских и женских качеств.
© Редакционный материал издательства, ООО «Игры и Игрушки», 26.04.2023- Комментарии