"Игры и Игрушки" №4-2018
«Живые» игрушки
Наверное, многие помнят нереально популярную в конце 90-х годов прошлого столетия игрушку «Тамагочи». Её грандиозный успех держался достаточно длительное время, а потом «Тамагочи» неожиданно пропали с прилавков магазинов. И вот спустя 20 лет японцы решили возродить свою малютку. Так ли она будет востребована сегодня, как раньше? Играть ли с ней или с подобной? Либо же даже не думать о покупке «живой» игрушки?
Многие не просто помнят, а, вероятно, играли и знают, кто такой «Тамагочи». Он появился на прилавках японских магазинов 23 ноября 1996 года в виде миниатюрной приставки в форме брелока, где была установлена всего лишь одна игра. Девайс был выпущен благодаря стараниям сотрудников японского производителя Bandai – третьего по величине игрушечного титана планеты. Этот виртуальный домашний питомец под незатейливым названием «Тамагочи» (что вольно переводится как «Смотри за яйцом») требовал к себе достаточного внимания! Смысл игры, таким образом, сводился к интерактивному общению с питомцем, наблюдением за его жизнью начиная от момента появления его из яйца и нежелательной, но возможной смерти «Тамагочи». Если подробнее, то у питомцев, которые представляли собой пришельцев из других миров, имелись различные потребности – вот их-то пользователю и следовало удовлетворять. При несоблюдении правил хозяин мог увидеть на экране малыша, который умер от голода или нахлынувшей депрессии, либо же утопленного в горах его собственных экскрементов. Для каждой потребности имелся характерный писк, чтобы пользователь сразу же реагировал. Но как бы игрок не заботился о малыше и каких бы лишений не испытывал, «Тамагочи» всё равно считался смертным. Даже идеальные условия жизни, созданные заботливыми пользователями, не могли уберечь от смерти малышей, чей жизненный цикл составлял не более месяца. По правде, мало кто мог похвастаться такой продолжительностью жизни питомца: чаще всего «Тамагочи» жили около 20-и суток даже у самых заботливых хозяев. Что уж говорить о смерти питомца ещё в младенчестве?!
Электронная игрушка очень сильно напоминала общение с реальным домашним питомцем, ведь «Тамагочи» следовало обязательно кормить, играть с ним, убирать за ним и проявлять заботу так, чтобы он не заболел – прямо также, как и при взаимодействии с живыми домашними животными. Или нет?
Через 21 год после появления первых «Тамагочи» на прилавки США вернулась обновлённая версия игрушек с шестью разными исполнениями и шестью разнообразными малышами, мы об этом сообщали в № 6-2017. Обновлённый вариант игрушки имеет меньшие размеры, нежели оригинальная, а вот функционал не изменился, кроме одного единственного момента. У игрушки теперь имеется «пауза», которая позволяет не опасаться смерти малыша из-за того, что хозяин сел за уроки или банально спал всю ночь.
«Тамагочи» – одна из немногих игр, в каком-то смысле уникальная, потому что в неё играли теперешние родители. И сейчас они на собственном примере могут понять те чувства, которые станут испытывать их дети, играя с виртуальным питомцем. Наверное, совпадут мысли и эмоции тех и теперешних детей, если виртуальный малыш останется голодным в тот момент, когда нужно, допустим, делать уроки. Не каждая игрушка может похвастаться такой сравнивающей функцией.
Конечно, если в 90-е годы «Тамагочи» имели бешеную популярность по всему миру, то у детей теперешнего времени имеются другие гаджеты, составляющие беспрекословную конкуренцию этим яйцеподобным устройствам. И всё же, если современные дети вдруг поголовно переключатся со своих смартфонов и планшетов, которые содержат невероятное количество игр разнообразной тематики, на всего одну игру-игрушку «Тамагочи»? Вы, родители, имеющие самый прямой опыт общения с виртуальной игрушкой, скажете своё слово «за» или «против» игры с ней? Когда нужно реально «трястись» и постоянно следить за временем, прислушиваться не к разнообразным звукам живой природы, а к писку яйцеголового, учиться отличать не оттенки голоса живого питомца, а его, всё того самого виртуального малыша? Впрочем, производство обновлённой версии «Тамагочи» может и не иметь такого же успеха, как продажи этой игрушки более 20-ти лет назад. И если современные дети и не остановят свой взор на яйцеподобных питомцах, то сегодняшний мир игрушек и без того наводнён похожими «живыми» малышами. Они уже не такие маленькие, карманные, как «Тамагочи», и реально похожи на живых домашних зверей и размером, и шёрсткой, и издаваемыми звуками. Это игрушки, широко представленные известным производителем Hasbro, за которыми нужен уход, с которыми можно отлично провести время. С единственной оговоркой: тогда, когда хочется хозяину. Чувства и желания питомца в расчёт особо не берутся.
– Да не заботится вовсе, – скажет любой психолог, даже не знакомый с темой детально. – Забота-то какая-то однобокая, это именно игра, во время которой о её смысле забывает сам ребёнок, а родитель и подавно.
Полярные мнения, которые требуют нашего детального рассмотрения. Мы уже говорили о значении в жизни ребёнка «живых» игрушек, читайте материал в №3-2012. С тех пор рынок игрушек получил огромное разнообразие интерактивных представителей, значит, и мнений может быть уже гораздо больше.
1. Игрушки, благодаря современным технологиям, в состоянии выполнять практически все те действия, которые характеризуют живых домашних питомцев. Кроме, пожалуй, хождения на лоток и требования покормить их.
2. Электронный питомец, помимо основных «живых» действий, ещё умеет общаться с хозяином, в этом и заключается его интерактивность. Игрушка может издавать звуки, характерные её видовому признаку, умываться, вилять хвостиком, просить (а не требовать) внимания. И она всегда находится в отличном настроении – это ли не класс?!
3. Единственный уход, который требует к себе игрушка, – это замена батареек при необходимости и просто аккуратное с ней обращение.
4. Наверное, это единственный возможный вариант питомца для тех детей, которые страдают аллергией на шерсть животного.
5. А ещё можно сказать о чистоте в доме и отсутствии запаха – это весьма сильный аргумент в пользу игрушки.
6. «Живая» игрушка не поцарапает, не укусит, не обидит ребёнка. Не испортит мебель или одежду. Ну, просто сказка!
7. Даже если игрушечный питомец и «умирает», то, конечно, его жалко. Но всегда можно купить другую, более модную, навороченную, интересную игрушку. Скорее всего, сразу же после покупки старый друг будет забыт.
1. Нам, родителям, очень хочется, чтобы ребёнок развивался в игре. Какое развитие даёт интерактивный домашний питомец? – ответьте сами, если сможете!
2. «Подмена» живого игрушечным очень чревата формированием и закреплением у детей чувства безответственности; в игре с неживым питомцем обесценивается суть отношений «человек – домашнее животное».
3. Очень часто люди заводят питомца именно для того, чтобы о ком-то заботиться и ухаживать. А это явление имеет обратную сторону: даря тепло и заботу, ты обязательно получаешь взамен не меньший заряд эмоционального отклика. Получается, что чувства детей с самого раннего возраста притупляются, поскольку они учатся быть эгоистами, а не отзывчивыми на просьбы других живых существ.
4. Производитель утверждает, читайте здесь, что эти игрушки учат детей заботе. Но какой-то временной, непостоянной, как нам кажется. Щёлк кнопкой – поиграл, надоело – снова щёлк – выключил и забыл. Разве так воспитывается забота?
Не часто ли мы сами, взрослые, допускаем ошибки, когда отмахиваемся от просьбы ребёнка купить ему живого домашнего питомца фразой: «Да ты ещё мал, не сможешь ухаживать за ним, куплю-ка я тебе интерактивную игрушку!» Может, смысл именно в том, чтобы учиться вместе ухаживать за живыми, нежели тратить своё время и внимание на такие игрушки? Которые играют по щелчку и по щелчку же перестают мешать? Когда всё, что от нас требуется, – просто вовремя нажать на нужную кнопку и всё? Когда больную лапку можно перевязать бинтиком через час или два, а не сейчас, когда сам устал или голоден…
Мы сами моделируем непридуманные ситуации, когда дети серьёзно относятся к несерьёзному или не принимают во внимание действительно важные в этом мире вопросы. Так просто нажать на паузу или перезагрузить виртуального питомца. И так сложно не навредить, и не причинить вред живому, настоящему, искренне любящему тебя четвероногому другу.
Многие не просто помнят, а, вероятно, играли и знают, кто такой «Тамагочи». Он появился на прилавках японских магазинов 23 ноября 1996 года в виде миниатюрной приставки в форме брелока, где была установлена всего лишь одна игра. Девайс был выпущен благодаря стараниям сотрудников японского производителя Bandai – третьего по величине игрушечного титана планеты. Этот виртуальный домашний питомец под незатейливым названием «Тамагочи» (что вольно переводится как «Смотри за яйцом») требовал к себе достаточного внимания! Смысл игры, таким образом, сводился к интерактивному общению с питомцем, наблюдением за его жизнью начиная от момента появления его из яйца и нежелательной, но возможной смерти «Тамагочи». Если подробнее, то у питомцев, которые представляли собой пришельцев из других миров, имелись различные потребности – вот их-то пользователю и следовало удовлетворять. При несоблюдении правил хозяин мог увидеть на экране малыша, который умер от голода или нахлынувшей депрессии, либо же утопленного в горах его собственных экскрементов. Для каждой потребности имелся характерный писк, чтобы пользователь сразу же реагировал. Но как бы игрок не заботился о малыше и каких бы лишений не испытывал, «Тамагочи» всё равно считался смертным. Даже идеальные условия жизни, созданные заботливыми пользователями, не могли уберечь от смерти малышей, чей жизненный цикл составлял не более месяца. По правде, мало кто мог похвастаться такой продолжительностью жизни питомца: чаще всего «Тамагочи» жили около 20-и суток даже у самых заботливых хозяев. Что уж говорить о смерти питомца ещё в младенчестве?!
Электронная игрушка очень сильно напоминала общение с реальным домашним питомцем, ведь «Тамагочи» следовало обязательно кормить, играть с ним, убирать за ним и проявлять заботу так, чтобы он не заболел – прямо также, как и при взаимодействии с живыми домашними животными. Или нет?
Через 21 год после появления первых «Тамагочи» на прилавки США вернулась обновлённая версия игрушек с шестью разными исполнениями и шестью разнообразными малышами, мы об этом сообщали в № 6-2017. Обновлённый вариант игрушки имеет меньшие размеры, нежели оригинальная, а вот функционал не изменился, кроме одного единственного момента. У игрушки теперь имеется «пауза», которая позволяет не опасаться смерти малыша из-за того, что хозяин сел за уроки или банально спал всю ночь.
«Тамагочи» – одна из немногих игр, в каком-то смысле уникальная, потому что в неё играли теперешние родители. И сейчас они на собственном примере могут понять те чувства, которые станут испытывать их дети, играя с виртуальным питомцем. Наверное, совпадут мысли и эмоции тех и теперешних детей, если виртуальный малыш останется голодным в тот момент, когда нужно, допустим, делать уроки. Не каждая игрушка может похвастаться такой сравнивающей функцией.
Конечно, если в 90-е годы «Тамагочи» имели бешеную популярность по всему миру, то у детей теперешнего времени имеются другие гаджеты, составляющие беспрекословную конкуренцию этим яйцеподобным устройствам. И всё же, если современные дети вдруг поголовно переключатся со своих смартфонов и планшетов, которые содержат невероятное количество игр разнообразной тематики, на всего одну игру-игрушку «Тамагочи»? Вы, родители, имеющие самый прямой опыт общения с виртуальной игрушкой, скажете своё слово «за» или «против» игры с ней? Когда нужно реально «трястись» и постоянно следить за временем, прислушиваться не к разнообразным звукам живой природы, а к писку яйцеголового, учиться отличать не оттенки голоса живого питомца, а его, всё того самого виртуального малыша? Впрочем, производство обновлённой версии «Тамагочи» может и не иметь такого же успеха, как продажи этой игрушки более 20-ти лет назад. И если современные дети и не остановят свой взор на яйцеподобных питомцах, то сегодняшний мир игрушек и без того наводнён похожими «живыми» малышами. Они уже не такие маленькие, карманные, как «Тамагочи», и реально похожи на живых домашних зверей и размером, и шёрсткой, и издаваемыми звуками. Это игрушки, широко представленные известным производителем Hasbro, за которыми нужен уход, с которыми можно отлично провести время. С единственной оговоркой: тогда, когда хочется хозяину. Чувства и желания питомца в расчёт особо не берутся.
Играть или не играть с «живыми» игрушками?
«Ну, и что здесь такого?», – спросит среднестатистический родитель. «Ребёнок при деле, меня не отвлекает, у него есть друг, который не убежит куда-то на улицу, которому не придётся потом мыть лапы и не нужно будет вызывать ветеринара, о котором – и это главное – мой ребёнок заботится!»– Да не заботится вовсе, – скажет любой психолог, даже не знакомый с темой детально. – Забота-то какая-то однобокая, это именно игра, во время которой о её смысле забывает сам ребёнок, а родитель и подавно.
Полярные мнения, которые требуют нашего детального рассмотрения. Мы уже говорили о значении в жизни ребёнка «живых» игрушек, читайте материал в №3-2012. С тех пор рынок игрушек получил огромное разнообразие интерактивных представителей, значит, и мнений может быть уже гораздо больше.
Плюсы интерактивных игрушек
«Живая» игрушка призвана обеспечить чувство комфорта, уюта в доме и радости взаимодействия с животным, хотя за ней самой уход совершенно не требуется.1. Игрушки, благодаря современным технологиям, в состоянии выполнять практически все те действия, которые характеризуют живых домашних питомцев. Кроме, пожалуй, хождения на лоток и требования покормить их.
2. Электронный питомец, помимо основных «живых» действий, ещё умеет общаться с хозяином, в этом и заключается его интерактивность. Игрушка может издавать звуки, характерные её видовому признаку, умываться, вилять хвостиком, просить (а не требовать) внимания. И она всегда находится в отличном настроении – это ли не класс?!
3. Единственный уход, который требует к себе игрушка, – это замена батареек при необходимости и просто аккуратное с ней обращение.
4. Наверное, это единственный возможный вариант питомца для тех детей, которые страдают аллергией на шерсть животного.
5. А ещё можно сказать о чистоте в доме и отсутствии запаха – это весьма сильный аргумент в пользу игрушки.
6. «Живая» игрушка не поцарапает, не укусит, не обидит ребёнка. Не испортит мебель или одежду. Ну, просто сказка!
7. Даже если игрушечный питомец и «умирает», то, конечно, его жалко. Но всегда можно купить другую, более модную, навороченную, интересную игрушку. Скорее всего, сразу же после покупки старый друг будет забыт.
Минусы интерактивных игрушек
Минусы «не на поверхности», их не так много, как плюсов, но они – если всмотреться – более глобальны.1. Нам, родителям, очень хочется, чтобы ребёнок развивался в игре. Какое развитие даёт интерактивный домашний питомец? – ответьте сами, если сможете!
2. «Подмена» живого игрушечным очень чревата формированием и закреплением у детей чувства безответственности; в игре с неживым питомцем обесценивается суть отношений «человек – домашнее животное».
3. Очень часто люди заводят питомца именно для того, чтобы о ком-то заботиться и ухаживать. А это явление имеет обратную сторону: даря тепло и заботу, ты обязательно получаешь взамен не меньший заряд эмоционального отклика. Получается, что чувства детей с самого раннего возраста притупляются, поскольку они учатся быть эгоистами, а не отзывчивыми на просьбы других живых существ.
4. Производитель утверждает, читайте здесь, что эти игрушки учат детей заботе. Но какой-то временной, непостоянной, как нам кажется. Щёлк кнопкой – поиграл, надоело – снова щёлк – выключил и забыл. Разве так воспитывается забота?
Не часто ли мы сами, взрослые, допускаем ошибки, когда отмахиваемся от просьбы ребёнка купить ему живого домашнего питомца фразой: «Да ты ещё мал, не сможешь ухаживать за ним, куплю-ка я тебе интерактивную игрушку!» Может, смысл именно в том, чтобы учиться вместе ухаживать за живыми, нежели тратить своё время и внимание на такие игрушки? Которые играют по щелчку и по щелчку же перестают мешать? Когда всё, что от нас требуется, – просто вовремя нажать на нужную кнопку и всё? Когда больную лапку можно перевязать бинтиком через час или два, а не сейчас, когда сам устал или голоден…
Мы сами моделируем непридуманные ситуации, когда дети серьёзно относятся к несерьёзному или не принимают во внимание действительно важные в этом мире вопросы. Так просто нажать на паузу или перезагрузить виртуального питомца. И так сложно не навредить, и не причинить вред живому, настоящему, искренне любящему тебя четвероногому другу.
Уважаемые читатели!
Нам, как обычно, очень важно ваше мнение. Играть или не играть с «живыми» игрушками? – решать только вам! Пожалуйста, присылайте ваши суждения на эту тему на электронный адрес издательства redaktor@i-igrushki.ru. Самые неоднозначные из них, как обычно, вы прочитаете на страницах следующего номера.Ольга Алфёрова, выпускающий редактор
Рекомендуем почитать
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку