"Игры и Игрушки" №1-2014
Учим детей изобретать. ТРИЗ
Изначально, ТРИЗ создавалась вовсе не для детей, а для серьёзных инженеров-практиков, которым нужно было решать сложные технические задачи на производстве. Однако, сейчас, как в нашей стране, так и за рубежом, эту теорию применяют и в других областях жизни. В том числе, и в качестве методики раннего развития
Эта эффектная и звонкая аббревиатура — ТРИЗ расшифровывается как «Теория решения изобретательских задач». Её создателем в 1948 г. стал Генрих Саулович Альтшуллер, который был известен широкой публике в 60-е гг. как писатель-фантаст под псевдонимом Г. Альтов.
В настоящее время ТРИЗ используют в работе с дошкольниками, при чём, педагоги получают поразительные результаты в плане развития воображения, фантазии, творчества детей. Самая главная цель, которую ставит перед собой ТРИЗ-педагог — формирование у детей творческого мышления, т.е. воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.
Творческое наследие Генриха Альтшуллера адаптировали для развития детей 3-6 лет около двадцати лет назад в городе Норильске. Результат можно наблюдать в книге «Новые похождения Колобка, или Наука думать для больших и маленьких», написанной Зоей и Михаилом Шустерман. Детям предлагают помочь Колобку в решении различных повседневных задач. При этом ребёнок сталкивается с основными диалектическими законами: возникновение и разрешение противоречий, восхождение от простого к сложному, накопление количественных изменений и переход в новое качественное состояние и т.д. Элементы разрешения задач взяты как раз из методики ТРИЗ, причём рассматриваются они на самых простейших сказочных и жизненных ситуациях. А вот все сложные «умные» слова остались в специальных главах для родителей. В книге также есть специальные блоки, в которые можно записать творческое решение ребёнка, чтобы он стал соавтором данного издания.
Поиграйте с ребёнком в игры, которые способствуют развитию диалектического мышления. На детском уровне метод «проб и ошибок», который используется при решении простых задач, можно представить в виде игры.
Понимание противоречий — одна из важнейших составляющих ТРИЗ. Не бойтесь показывать их ребёнку в быту: в этом комбинезоне ты будешь очень красивая, но в нём неудобно играть в песке; мы можем подольше погулять, но тогда закроется магазин, и мы не успеем купить вкусного и т.п.
Эта эффектная и звонкая аббревиатура — ТРИЗ расшифровывается как «Теория решения изобретательских задач». Её создателем в 1948 г. стал Генрих Саулович Альтшуллер, который был известен широкой публике в 60-е гг. как писатель-фантаст под псевдонимом Г. Альтов.
В настоящее время ТРИЗ используют в работе с дошкольниками, при чём, педагоги получают поразительные результаты в плане развития воображения, фантазии, творчества детей. Самая главная цель, которую ставит перед собой ТРИЗ-педагог — формирование у детей творческого мышления, т.е. воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.
ТРИЗ «по-детски»
А теперь, давайте посмотрим, каким образом теория решения изобретательских задач работает в быту. Мальчик лет восьми оказался перед проблемой: как войти в дверь, закрытую его сестрой с другой стороны? Применить силу угрозы или поднять крик? Банально... Он немного подумал, и сформулировал идеальное, в данной ситуации, решение: сестра САМА откроет дверь. Мальчик придвинул к двери стул со своей стороны и сказал сестре: «послушай, а ведь я тебя запер». Уже через пару секунд она распахнула дверь, освобождая себя из «плена». Мальчика можно назвать смекалистым от природы, но именно такой вот находчивости, умению сконцентрироваться и нестандартно выйти из ситуации, оказывается, легко научиться с помощью ТРИЗ.Творческое наследие Генриха Альтшуллера адаптировали для развития детей 3-6 лет около двадцати лет назад в городе Норильске. Результат можно наблюдать в книге «Новые похождения Колобка, или Наука думать для больших и маленьких», написанной Зоей и Михаилом Шустерман. Детям предлагают помочь Колобку в решении различных повседневных задач. При этом ребёнок сталкивается с основными диалектическими законами: возникновение и разрешение противоречий, восхождение от простого к сложному, накопление количественных изменений и переход в новое качественное состояние и т.д. Элементы разрешения задач взяты как раз из методики ТРИЗ, причём рассматриваются они на самых простейших сказочных и жизненных ситуациях. А вот все сложные «умные» слова остались в специальных главах для родителей. В книге также есть специальные блоки, в которые можно записать творческое решение ребёнка, чтобы он стал соавтором данного издания.
Поиграйте с ребёнком в игры, которые способствуют развитию диалектического мышления. На детском уровне метод «проб и ошибок», который используется при решении простых задач, можно представить в виде игры.
Игра «Хорошо-плохо»
Эта игра учит детей самостоятельно находить противоречивые свойства. Выбирайте любой объект, который нейтрален для ребёнка, не связан с жёстко положительными или отрицательными эмоциями. Например: лужи на улице. Предложите малышу придумать плюсы и минусы для такого явления.Игра «А что, если…»
Предложите ребёнку простой вопрос из повседневного быта или сказки, которую вы читаете вместе: «а что, если сестрица Аленушка не пойдёт искать братца Иванушку?». «А что, если ты промочишь ноги на прогулке?». Не отметайте ни одного решения, просто анализируйте работу мысли малыша: «если я промочу ноги, то, наверное, пойду домой» и т.п.Понимание противоречий — одна из важнейших составляющих ТРИЗ. Не бойтесь показывать их ребёнку в быту: в этом комбинезоне ты будешь очень красивая, но в нём неудобно играть в песке; мы можем подольше погулять, но тогда закроется магазин, и мы не успеем купить вкусного и т.п.
Игра «Наоборот»
Предложите крохе отгадать обратные признаки, действия (функции). Например: холодный — …, полный — … А теперь придумайте, что совмещает в себе эти свойства? Например, такого рода вопросы: «что у нас острое и тупое одновременно?». Ответ может быть таким: «это нож, у него лезвие острое, ручка тупая». Придумайте теперь обратные действия: разрезать — ... Это основа, а дальше уже можно переходить к главному: формулировать противоречие и решать изобретательские задачи. Помните, что решения изобретательских задач могут быть более или менее удачные. Наилучшие определяются с точки зрения идеального конечного результата. Изобретение — это всегда решение какой-то задачи. Ещё в древнем мире люди пытались разгадать секреты изобретательства. Тогда появилось понятие об эвристике — науке о том, как создаются открытия. Прошли века. И множество открытий привели к современной цивилизации. Изобретатель стремится превзойти всё то, что создано до него, пытается сделать пусть небольшой, но свой шаг в развитии интересующей его области. Жизнь не стоит на месте. Сегодня самое время учить детей жить в изменяющемся мире, укрепить детей верой в целесообразность творческой жизни.По материалам сайта www.yshastiki.ru
Рекомендуем почитать
- Счётные палочки Х.Кюизенера. Абстрактные понятия тяжело даются детям. Как помочь? В игре!
- Самолётик из бумажной лозы
- Уголок дошкольника. Рабочее место школьника
- Поиск животных
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку