"Игры и Игрушки" №1-2024
Ребёнок не говорит. Что делать?
Причин, по которым ребёнок отстаёт в речевом развитии, может быть очень много: патологии беременности, отягощённый анамнез первого года жизни, наследственные особенности, двуязычие в семье, социальные трудности и многое другое. Всё это может вызвать от незначительных до самых серьёзных проблем в развитии ребёнка. Совсем необязательно, что дети с отягощённым анамнезом будут иметь в дальнейшем проблемы в развитии, но они составляют так называемую группу риска. Родителям нужно знать об этом, не игнорировать плановое посещение невролога и других специалистов. Ведь даже самое незначительное снижение слуха, которое можно определить, только сделав аппаратное исследование, ведёт к задержке понимания речи, а как следствие, и самостоятельного говорения. Очень часто нарушение речевого развития является не единственным, а иногда и не главным нарушением развития ребёнка. Это может быть нарушение строения и мышечного тонуса артикуляционного аппарата, и нарушение слуха, и проблемы в эмоционально-волевой сфере, и интеллектуальные нарушения.
Типы мам и их влияние на развитие ребёнка
Всё чаще причиной задержки речевого развития являются не органические, а социальные условия. Неправильное поведение мам по отношению к малютке, сами того не желая, они могут тормозить этот процесс.- Излишне тревожные мамы – стараются всё делать за своего малыша, предугадывать и выполнять любое желание ребёнка, не дав ему осознать, и тем более как-то выразить свою потребность.
- Заорганизованные мамы – слишком много внимания уделяют деталям и организации, что может привести к потере времени и неэффективности. Такие мамы любят, чтобы всё было «по полочкам», шло по намеченному плану. И если ребёнок не может соответствовать этому плану, тоже всё делают сами.
- Нерегулярные мамы – те, чьи требования постоянно меняются, нет системы и постоянных условий для развития ребёнка. Нередко, чтобы развить малыша, они предлагают своим чадам то гаджеты, то используют разные обучающие программы на телефоне, компьютере или телевизоре. Но это не приносит желаемого результата, ведь если у ребёнка постоянно играет музыка, идёт мелькание экрана, иностранная или непонятная речь, то это становится фоном, являющимся помехой для развития речи и психики.
Развитие и обучение – не одно и тоже
Часто родители путают раннее развитие и раннее обучение. Раннее развитие направлено на стимуляцию познавательного интереса ребёнка. А раннее обучение направлено на приобретение знаний и умений. Нет никаких обоснованных доказательств, что дети, которые читают с трёх лет, занимаются английским с раннего возраста, более успешны в будущем, чем их сверстники. Кроме того, нарушение законов физиологии, законов развития мозга, ведёт к отставанию в развитии актуальных для ребёнка функций.Чтобы не пропустить первые признаки отклоняющегося развития, родителям нужно внимательно наблюдать за своим малышом и знать нормы развития детей первых трёх лет жизни. При любых подозрениях вовремя обратиться за консультацией и помощью к специалистам. Однако, родителям следует помнить, что каждый ребёнок индивидуален. Не нужно сравнивать своего малыша с другими своими детьми, с малышами из группы детского сада или прогулочной площадки. Показывая недовольство низкими успехами своего ребёнка в той или иной деятельности, мама только внесёт нервозность в ситуацию и спровоцирует речевой негативизм. Очень часто можно услышать от родителей, что ребёнок всё понимает, просто не говорит. Это ошибочное мнение, так как при задержке активной речи и понимание нарушается. Очень часто ребёнок понимает речь ситуативно, ориентируется на названия знакомых предметов, на действия, совершаемые чаще всего в быту с этими предметами, на тембр, интонацию, мимику и жесты знакомых взрослых. Поэтому, начинать работу по развитию речи нужно прежде всего с её понимания.
Не стоит забывать, что развитие речи не идёт изолированно от других психических процессов. Речь – это самая сложная из функций, так называемая «вишенка на торте».
Следить за развитием крохи
Очень важно в раннем детстве следить за моторным развитием ребёнка: умение держать голову, захватывать предметы, сидеть, ползать и так далее. Без сомнения, если у ребёнка будет отставание в возрастном развитии крупной моторики, будут задерживаться появления возрастных рефлексов, это приведёт к другим нарушениям, в том числе и речевого развития. Следует внимательно следить за сроками появления гуления, лепета, эмоциональным развитием ребёнка. Поэтому, начинать работу над активацией речевого развития нужно не с самой речи, а с формирования фундамента, предпосылок речи. А это – массаж, двигательная активность, а в некоторых случаях – лечебная физкультура, развитие внимания к неречевым и речевым звукам, развитие эмоций. Речь взрослых должна быть эмоциональной, чёткой, предложения короткие, слова простой слоговой структуры.Создать интересную среду для ребёнка
Важно помнить, что ведущим видом деятельности у детей раннего возраста является исследование, а затем игра. Взрослым необходимо создать такую среду, которая будет интересна ребёнку: различные сенсорные игрушки, природный материал, музыкальные игрушки, кубики, качалки, балансиры. Однако, не следует перегружать окружение ребёнка большим количеством игрушек. Если их будет слишком много, внимание ребёнка будет рассеиваться, и малыш потеряет к ним интерес.Развивать фонематический слух
Фонематический слух – это способность различать звуки речи и понимать их значение. Он необходим для правильного произношения слов и звуков и для понимания речи других людей. Развивать фонематический слух не обязательно с помощью специальных пособий и приспособлений. Можно для этого использовать сподручные средства: покажите ребёнку, что разные крышки по-разному гремят по кастрюле, а звук ударов ложкой по стакану зависит от количества налитой в него воды. Можно научить на слух определять, когда работает пылесос, а когда кофемолка, когда грубым голосом говорит игрушечный кот, а когда тоненько мяукает маленький котёнок. Очень важно помнить, что малыш больше будет проявлять интерес к самым примитивным на взгляд взрослого предметам и игрушкам, с которыми он может играть, нежели к самым красивым картинкам, так как у ребёнка на данном этапе предметно-действенный тип мышления.Полезные игры
Дети очень любят любые творческие игры, где можно что-то рвать, мять, клеить, лепить, переливать и красить. Не забывайте вносить сюрпризные моменты в совместные игры. Малышам нравится, когда взрослый что-то делает не так, путается, а ребёнку нужно его исправить. Для этого нужно внимательно следить, в чём ребёнок успешен, что он уже может сделать сам, а где ему ещё нужна ваша помощь.Побуждать ребёнка говорить
Важно побуждать ребёнка говорить, и лучше всего делать это интересно, с помощью игр. В игре постоянно придумывайте ситуации, которые побуждают ребёнка что-то сказать. Нужно показывать, что невозможно выполнить какое-то игровое действие без его озвучивания, это поможет ребёнку понять важность речи.Психологами-лингвистами доказано, что любая новая деятельность успешно формируется только тогда, когда она соприкасается с уже знакомым и понятным видом деятельности, а им на протяжении всего дошкольного детства является игра. Значит речь будет развиваться успешнее и быстрее только тогда, когда она будет сопровождать игру. Взрослый, развивая речь ребёнка, должен поддерживать его мотивацию и интерес. Кстати, слово «интерес» в переводе обозначает – «выгода, находящаяся внутри».
Подготовить речевой аппарат
Для своевременного появления речи необходима моторная готовность речевого аппарата. Речевой аппарат – это совокупность органов, которые участвуют в процессе речи: гортань, голосовые связки, язык, губы, зубы и нёбо. Эти органы работают вместе, чтобы производить звуки и слова. Чтобы подготовить органы артикуляции к такой сложной работе, нужно вовремя научить ребёнка пить из чашки, жевать твёрдую пищу, надувать щёчки, хмурить бровки, вытягивать губы трубочкой, облизываться. Дети с охотой имитируют взрослых людей и повадки животных. Если ребёнок затрудняется в повторении за взрослым, то развивать это умение нужно с крупной моторики. Только научившись хлопать, прыгать, стучать, кружиться по показу взрослого, ребёнок может повторить артикуляционный уклад.Речевое дыхание
Важной предпосылкой появления речи является речевое дыхание. Это процесс, во время которого мы вдыхаем и выдыхаем воздух, необходимый для произношения слов и фраз. Оно играет важную роль в нашей речи, так как помогает нам говорить более громко, чётко и естественно.Для его развития подойдут любые летающие предметы: пёрышки, кусочки ватки или бумажки, мыльные пузыри. Взрослый должен окружить ребёнка такими предметами и игрушками, чтобы развивать не просто речь, изолированно от других психических процессов, а развивать все сферы. Но, если мама всё-таки замечает отставание в развитии ребёнка, не стоит ждать, когда само всё наладится. Существуют определённые периоды и физиологические сроки для развития каждой функции. Задержка, несвоевременное развитие любой из них может повлечь отставание других и всего психического развития ребёнка в целом. Важно своевременно обратиться к специалистам, которые смогут профессионально разобраться в причинах и структуре нарушения, разработают индивидуальный план и стратегию работы с ребёнком.
Татьяна Рукавицына, г. Москва
Учитель-дефектолог ГБОУ школа 236
Рекомендуем почитать
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии