"Игры и Игрушки" №4-2017
Насколько ваш ребёнок самостоятелен?
Конечно же, каждая мама мечтает, чтобы её малыш был самостоятельным. Но не каждая понимает, что это качество не появляется само по себе, а развивается по мере взросления ребёнка.
Давайте сначала разберёмся, что же такое самостоятельность? Для взрослых это слово чаще всего означает умение обслуживать себя, принимать на себя ответственность за свои решения. Но относительно детей всё обстоит немного иначе. В самом младшем возрасте первыми проявлениями самостоятельности становятся способность находить занятия для себя без помощи взрослых и осваивание простейших бытовых навыков. Чем старше будет становится ваш ребёнок, тем шире – зона его ответственности, и вот тогда наступит время для личностной самостоятельности.
Самостоятельность, как и любой другой навык, нужно грамотно воспитывать в ребёнке. Этот тест поможет вам разобраться: в правильном ли направлении вы движетесь в воспитании вашего малыша?
1. Есть ли у вашего ребёнка домашние обязанности?
А) Мне легче всё сделать самой, он обязательно что-то напутает.
Б) Да, он несет ответственность за свои игрушки, должен расставлять их по местам, ещё он иногда помогает мне вытирать посуду.
2. Ваш ребёнок не хочет надевать то, что вы предложили, разрешите ли вы ему переодеться, выбрав одежду по своему усмотрению?
А) Нет, что ещё за капризы? По моему мнению ребёнок не способен разумно выбрать себе одежду.
Б) Конечно разрешу, пусть выбирает, что ему нравится. Главное – проследить, чтобы он оделся по погоде и не заболел.
3. Какие книги вы читаете перед сном своему ребёнку? Как вы их выбираете? Участвует ли ваш малыш в выборе?
А) У нас подобраны книжки, подходящие по возрасту.
Б) Советуюсь с малышом, что бы ему хотелось послушать сегодня.
4. Если малыш захочет помочь вам на кухне, как вы поступите?
А) Кухня – не место для игр, на ней много опасных предметов.
Б) Почему бы и нет, если под моим контролем. Ребёнок должен учиться всему, что может ему пригодится со временем, просто нужно давать задания по силам.
5. Ваш ребёнок сам выбирает себе занятия или спрашивает у вас, чем ему заняться?
А) Когда ему скучно, я предлагаю поиграть в конструктор или настольную игру вместе.
Б) Он сам берёт любимые игрушки и может провести с ними целый час.
6. Умеет ли ваш ребёнок доводить начатое дело до конца?
А) Ну это же ребёнок, ему через 5 минут может всё надоесть. Как от него этого требовать?
Б) Я учу тому, что нужно выполнять все запланированные дела по очереди и каждое доводить до конца. Начал рисовать – дорисуй картину, поиграл – убери игрушки. И результаты с каждым днем всё лучше, - это становится привычкой.
7. Как ваш ребёнок собирается ко сну? Идёт ли он сам в кровать?
А) Где вы видели ребёнка, добровольно отправляющегося в кровать? Нет конечно, постоянно приходится что-то придумывать.
Б) Мы за жёсткий график. Ребёнок чётко знает, что в 9 вечера нужно ложиться спать, у нас заведён будильник, и когда звучит «особый» сигнал, означающий «пора в кровать» малыш сам отправляется в свою комнату, чтобы уложить спать своего мишку, который его уже ждёт в кровати.
8. Может ли ваш малыш чётко ответить, какая у него сейчас любимая игрушка?
А) Игрушек там много, разве всё упомнить и выделить что-то одно возможно? У него постоянно меняются предпочтения.
Б) Да у него есть игрушки, с которыми он спит и с которыми он гуляет.
9. Ваш ребёнок проигрывает какие-то бытовые ситуации с игрушками?
А) Нет не замечала.
Б) Он постоянно «учит» робота мыть руки или укладывает спать зайку. Это выглядит очень мило.
10. Ребёнок кричит «Я сам!», но вы точно знаете, что он не справится, как вы поступите?
А) Если ребёнку дело не по силам, я сразу пресеку это его «я сам». Потом дольше переделывать и успокаивать, если что-то пойдёт не так.
Б) Ох, ну значит сам. Набьёт шишки, в следующий раз попросит помощи. Правда смотреть на такую самостоятельность не всегда просто, поэтому соглашаюсь и вовремя стараюсь дать совет.
Большинство вариантов А: вы привыкли опекать своего ребёнка, ограждая его от всяческих трудностей, что в свою очередь облегчает вам жизнь. К сожалению, если ребёнок привыкнет, что в любой ситуации он может рассчитывать на вашу помощь, ему будет тяжело научиться проявлять инициативу. Для начала определите круг вещей, которые ребёнок точно сможет выполнить в своём возрасте. Например, трёхлетнему малышу будет сложно погладить футболку, а в 7-8 лет это уже вполне возможно. Покажите, правильно это делать и постарайтесь не вмешиваться. Да, пусть первые несколько раз получится не очень хорошо. Ни в коем случае не ругайте ребёнка за это, а наоборот похвалите. В дальнейшем, не выполняйте за малыша то, что он уже научился делать сам. Дайте ребёнку больше свободы, и вы удивитесь, как много всего он может делать сам!
Большинство вариантов Б: вы на верном пути. Но не забывайте про «золотую середину». Самостоятельность – это хорошо, но всё должно быть по возрасту. Если малыш настойчиво пытается вам «помогать», а на самом деле ему это не под силу, объясните это ему и предложите равноценную замену. Например, если он хочет помочь вам нести покупки из магазина и пытается взять большой пакет, дайте ему маленький пакетик и поясните, что каждый человек может поднимать тяжести в зависимости оттого, сколько он весит сам. Подобная система даёт ребёнку понять, что он может сделать что-то нужное и полезное, создаёт чувство собственной значимости. И не забывайте, что взрослые для детей – это пример для подражания. Старайтесь поступать так, как бы вы хотели, чтобы поступал ваш ребёнок.
Анастасия Горячева, мама
Рекомендуем почитать
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии