"Игры и Игрушки" №4-2019
Книжка-игрушка: читать или играть?
С самого рождения малыш исследует мир, осваивает определённые умения и навыки, в том числе, с помощью устной речи. Родителям ребёнка младшего дошкольного возраста необходимо помнить: активный рост словаря, умение строить грамматически верно оформленные словосочетания и предложения - это то, что формируется благодаря ближайшему окружению их отпрыска. И если среди большого количества игрушек имеется книга, это только полдела. Правильный выбор - вот в чём проблема!
Современный рынок предлагает родителям огромный ассортимент книг для малышей, это так называемые развивающие книжки. Каждая из них обладает своими отличительными особенностями и иногда невольно смещает акцент с основной задачи, развивающей. Например, придуманные сюжеты или нереалистичные персонажи в раннем возрасте могут дать неправильное представление об окружающем мире, то есть книжка становится «псевдокнижкой» и перестаёт быть ценным источником необходимых знаний. Или нет? - давайте разбираться вместе.
Книжки с крупными картинками - обычно это изображения тематических групп или часто встречающихся предметов и явлений. Изображения такого вида в изданиях даются реалистичные и приближенные к определенным стандартам. На странице, как правило, даётся одно изображение и подпись к нему, выполненная крупным шрифтом. Это удачная находка для тех, кто хочет обучить своего ребёнка чтению. Но следует ли идти по пути настолько раннего развития? Мы об этом уже размышляли в №1-2018, можете освежить в памяти данный материал, перейдя по ссылке.
Книжки-пышки обогащают сенсорный и моторный опыт ребёнка. Здесь важно не содержание (очень жаль, ведь это короткие стихи или сказки с яркими крупными иллюстрациями), а то, что экологически чистый материал беспрепятственно позволяет малышу пробовать книгу «на зубок», бросать, рвать и вообще совершать любые с книжкой действия.
Книги для купания - это мягкие клеёнчатые страницы с изображениями «на любой вкус и цвет», иногда подписанные одним словом или одним предложением. Изюминкой можно назвать пищалку внутри или изменение цвета страницы в зависимости от температуры воды. Играя с книгой, ребёнок учится называть и различать цвета. И, конечно, увлекательно проводит время в ванной. Но читает ли он в этот момент? Или слушает, что ему читают?
Колечки, клапаны, счёты, погремушки, липучки, задвижки и остальные двигающиеся элементы на ламинированных страницах детских книжек позволяют считать, прятать, раскладывать… Всё это осуществляется с помощью представленных в книге «волшебных» двигающихся элементов! Внимание малыша привлекается и удерживается в большей степени за счёт такого необычного содержимого.
Ещё один тип книги, с которой можно играть, - это 3D издания. Пухлые, картонные сказки, с текстом на одной страничке и его изображением на другой. Картинки, у которых имеется возможность дать героям двигаться, и здесь мешают восприятию книги как источника знаний и получения информации.
Звуковые книги - отличное решение для родителей, которые вечно заняты. Ребёнок нажимает на кнопки и может послушать всё повествование целиком, ответить на заданные программой вопросы, услышать голоса героев повествования… Но маленькие дети легко отвлекаются, им ещё трудно удерживать внимание на главном, поэтому может так получиться, что их заинтересует исключительно включение-выключение кнопок без пристального вслушивания в задания программы.
Текстильные книжки (мастер-класс по созданию одной из которых вы можете найти в номере 3-2018, не сильно будут напоминать вам классические издания. Во-первых, страницы здесь не бумажные, а тканевые, с использованием швейной фурнитуры типа пуговичек, шнурков, кнопок и молний. Во-вторых, текстильная книга - это отличный способ развития мелкой моторики, тактильных ощущений, функций сравнения и обобщения на наглядном материале, но это не возможность получения знаний.
Книги с запахом (читайте подробнее о них здесь) обогащают сенсорный опыт, обедняя при этом умение сравнивать или фантазировать без наглядной опоры. А к чтению, как к навыку и вовсе не имеют отношения.
Мягкие текстильно-пластиковые книжки-прорезыватели с собственно прорезывателем и шуршащими элементами, которые в совокупности позволяют развить мелкую моторику, зрительное восприятие, слуховое внимание, облегчают неприятные ощущения в ротовой полости малыша - трудно назвать книгами.
В отдельную группу этих развивающих книжек хочется отнести книги со сказками и книги со стихами известных поэтов, оформленные необычным образом (вырубка, ширма, элерман, панорамка и другие).
Книжки со сказками. Главная особенность таких изданий - большие красочные иллюстрации и текст в минимальном количестве. Вспомним сказки, иллюстрированные, допустим, И. Я. Билибиным или О. Р. Ионайтис. А что вы скажете о книгах писателей-иллюстраторов - таких, как В. Г. Сутеев или С. Нурдквист? Авторы очень хорошо знают, что нужно маленьким слушателям-читателям. Интересно, что такие произведения пользуются успехом, а не лежат на книжных полках, собирая пыль. На самом деле, хорошие иллюстрации - залог того, что малыш из активного слушателя превратится в настоящего, увлечённого, креативного читателя. А пока ребёнок слушает взрослого и вглядывается в изображения, происходит развитие его воображения, логики, сравнения и обобщения. И именно качественная иллюстрация помогает углубиться в тему и расширить её понимание. А это напрямую связано с развитием устной речи и желанием дальше получать информацию из книг.
Книжки со стихами известных поэтов. Восприятие ритма - очень важная функция организма. Наше сердце стучит в определённом ритме, дыхание, сон и бодрствование - это тоже определённый ритм. Чтение стихов как раз помогает при формировании ритмизированной деятельности, что приводит, по мнению учёных-физиологов, к укреплению иммунитета и повышению защиты организма на психологическом уровне. А всё, что нужно сделать, - открыть с ребёнком книгу стихов А. Л. Барто, Б. В. Заходера, С.Я. Маршака, а из современных - М. Яснова, Д. Герасимовой или А. Усачёва. Заучивать стихотворения необязательно, главное - обсуждать прочитанное и сравнивать его с имеющимся у малыша опытом.
Итак, к плюсам развивающих книжек можно отнести:
- развитие тактильной чувствительности;
- изучение и закрепление представлений о цветах и формах;
- развитие мелкой моторики;
- формирование мыслительных операций;
- обогащение сенсо-моторного опыта;
- расширение пассивного и активного словарного запаса;
- получение разнообразных знаний.
Минусов не много, но они существенные:
Мы видим, что развивающие книжки-игрушки - это в большей степени всё же комплексные игрушки, изготовленные из огромного разнообразия материалов, цветов и форм. Скажем так, это «псевдокниги», поскольку они не выполняют основную задачу книги как таковой. Они не воспитывают интерес и любовь к чтению как процессу получения новых знаний, не формируют желание вслушиваться в художественный текст и не способствуют его осознанию. Собственно, это единственный, но основной и глобальный минус развивающих книжек для малышей. И этот минус сам собой формулирует вопрос: неужели нельзя развивать логическое восприятие, сенсо-моторные функции и даже чесать дёсны теми предметами, которые имеют прямое отношение к проблеме?
Многие родители считают, что маленькие дети не в состоянии длительное время удержать произвольное внимание на книге, поэтому её необходимо «раскрасить» и придать немного другой оттенок. Собственно, поэтому и появляются «псевдокниги», о которых мы сегодня говорим. Но произвольное внимание не то явление, которое появляется разом в одночасье. Это поступательное движение, и именно взаимодействие с книгой - красочно иллюстрированной, но без дополнительных элементов - само по себе будет выполнять развивающую роль. День за днём книга станет приучать малыша к усидчивости, умению слышать и слушать, выделять главное, сопоставлять зрительные образы со слуховыми. А ещё считается, что развивающие книжки специально изготавливают из долговечных материалов, чем «обычная» книга похвастаться не может - чтобы послужила долго, а, значит, с ней можно было бы обращаться, как угодно. Так ли учат взаимодействовать с «обычной», бумажной книгой? Бережное, а не потребительское отношение начинается с книги, а потом распространяется на всю окружающую нас жизнь.
К числу развивающих книжек-игрушек мы отнесли книги со сказками и стихами, при этом минимально «украшенных» игровыми деталями. В таких книгах суть развития сводится к тому, чтобы помочь ребенку визуализировать текст, приучить к чтению, к познанию мира через слуховые и зрительные образы. Так вот, плюсы «обычных» бумажных детских книг на поверхности:
- развитие умения слышать и слушать (то есть произвольного слухового внимания);
- сопоставление полученных из книги данных с реальным опытом;
- формирование умения фантазировать, воображать и вообще мыслить креативно;
- обогащение словарного запаса, грамматического опыта;
- формирование грамотной связной речи;
- закрепление знаний о поведении в различных ситуациях.
А минусы? Честно? Назвать сложно... Как говорит детская писательница Эмили Бухвальд: «Дети становятся читателями на коленях своих родителей». Может быть, суть именно в том, чтобы попробовать читать с ребёнком книгу, а не играть с ней?..
А что думаете вы про книжки-игрушки? Нужны ли они вашим детям? Поделитесь с нами вашим опытом! А мы как всегда ждём ваших суждений и самые интересные опубликуем в следующем номере. Электронный адрес издательства - redaktor@i-igrushki.ru.
Ольга Алфёрова, учитель-логопед
высшей квалификационной кат.,
ГБОУ Школа N 2114, г. Москва
Рекомендуем почитать
- Воспитываю патриотов
- «Haute Couture» для тех, кто не может жить без игрушек
- Отраслевые выставки 2015
- Конференция индустрии детских товаров
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии