"Игры и Игрушки" №4-2014
Игры нашего двора
В январе 2013 года на радио «Зенит» г. Санкт-Петербурга состоялась передача, посвящённая советским игрушкам. А теперь, ведущие радиоэфира Илья Сологуб и Ольга Серебрякова, подняли тему популярных игр в СССР
Тема привлекла много слушателей, целый час в эфире обсуждались важные вопросы, перемешиваясь с ностальгическими воспоминаниями. Главный редактор нашего издания, Алла Романова, как всегда, была приглашена в качестве эксперта. Мы предлагаем вам лишь часть этой дискуссии, всю запись вы можете прослушать, пройдя по этой ссылке.
Игорь Сологуб: В нашем детстве каждый мальчишка мог стать моряком, военным, лётчиком, просто играя во дворе. Девчата прыгали в классики, играли в магазин, «небо-котёл». А некоторые играли и в футбол, и в пограничников. Ведь компьютеров у нас не было, телевизор показывал три-четыре канала, сидеть дома не было никакого смысла, и всё свободное время проводилось во дворе.
Одной из наших забав были самодельные «медальки». Бралась монета в 2-3 копейки и подкладывалась на рельсы трамвая. После того, как по ней проезжал состав, получался уникальный «блинчик». Потом вся компания раскладывала свои «медальки» и сравнивали, у кого вышло ровнее. Тут у каждого был свой секрет и хитрость — как монетку положить. А старшие ребята делали с помощью трамвая почти настоящие ножички! На рельс клали гвоздь, он расплющивался по всей длине, его обтачивали об камешек, приматывали изолентой деревяшку-ручку...
Иван, радиослушатель: Я помню игру «Зенит». Она проводилась на футбольном поле. Около 10 человек делились на две команды: одна полностью вставала в ворота, а другая пыталась забить пенальти. Задачей было набрать определённое количество очков. А если мяч укатывался на поле, то нужно было скорее бежать за ним и брать в руки.
Алла Романова, главный редактор журнала «Игры и Игрушки»: А помните игру в чеканочку? В ней мяч надо было передавать по кругу, подкидывая только ногой. Вообще с мячом была уйма игр: вышибалы, десяты, пристенок, съедобное-несъедобное, пионербол. Да и сами игрушки мы же часто делали из подручных материалов. Для прыганья в классики — фишки-камушки. Всякие трубочки-плевалки, рогатки, дымовые бомбочки. Настоящими инженерами были! Хвастались друг перед другом «секретиками». У нас их делали так. Доставали яркие фантики, замысловатые пуговки или камешки, осколки прозрачного стекла. Где-нибудь в сени деревьев выкапывали небольшую ямку, устилали её листьями и выкладывали туда свои «сокровища», а сверху накрывали стеклом и засыпали землёй. Было в этом что-то таинственное: сметаешь пальцем землю, а там под стеклом такая красота! Самое главное было не забыть своё секретное место и не сделать его слишком опознаваемым — вдруг разорят?! И все эти знания, игровые традиции передавались от старших младшим. Что сейчас, увы, почти утрачено. Онлайн игры, зарубежные сериалы диктуют моду во что играть. Плюс сказывается засилие планшетов. В дни летних каникул одна наша сотрудница привела семилетнего сына в редакцию. У нас огромное количество игрушек, казалось бы, только играй. Но ребёнок еле дождался, пока мама даст ему планшет. Следующие три часа его не было ни видно, ни слышно. Мне кажется, что переломить ситуацию могут только создатели мультфильмов и производители игрушек. Если видеопродукция будет помогать распространению моды на оффлайн игры, а производители под неё подстраиваться. Тогда у нас будет шанс заинтересовать детей подвижными играми, пусть с теми же героями любимых мультфильмов.
Сейчас уже многие производители стараются вывести персонажи онлайн игр в реальную жизнь наших детей, например LEGO анонсировало конструктор дополненной реальности, skylanders выпустил серию фигурок, предназначенных для игры вместе с «порталом» — возникать на экране дисплея персонаж будет в виртуальном мире только после установки его на обычный игровой портал. Такими вот шагами, по моему мнению, можно постепенно вернуть наших детей в реальный мир игр, популяризируя общение не только с персонажами, но и со сверстниками, пусть и в новой интерпретации.
Алексей, радиослушатель: А мы кроме войнушки, знакомой всем мальчишкам, во дворе играли в индейцев. Все раскрашивались как могли, придумывали себе звучные имена. Даже взрослые присоединялись. Они нам помогали, были разведчиками. К масштабным играм можно отнести и казаки-разбойники. Ведь и логика развивалась и пространственное мышление. Или был аналог этой игры: рисовался большой круг и в нём стрелки — нужно было найти, кто где спрятался. Зачастую никто точно и не знал правил игры, их придумывали сами на месте, как вот с этим кругом.
Ольга Серебрякова: Наверное, такие масштабные игры сейчас вообще не возможны. И дело даже не в том, что дворы постепенно утрачивают свою неповторимую игровую ауру. Банально пространства нет. Ведь всё заставлено автотранспортом. И проблема не только в этом. Ведь главным залогом дворовых игр было что? Свободное пространство, куда родители безбоязненно отпускают своих детей. И большое количество разновозрастных ребят. Вот тогда и складывались и коллективные игры, и обучение разным играм. Все-таки время сильно изменилось. Дело даже не в современных устройствах, а глубже — в сознании людей, в ценностях. Нет смысла сравнивать, каким было детство тогда, и какое оно сейчас. Но возникает вопрос, какие плоды оно даст?
Дарья Дипки, антрополог: Социализация человека в разные эпохи проходит по-разному и это нормально. Школа, разные кружки, книги, социальные сети, друзья — это то, что формирует человека на сегодняшний момент. Если родители видят, что чего-то не хватает, всё в их силах: подсунуть полезную книжку, поиграть вместе с ребёнком, рассказать о собственном детстве.
Тема привлекла много слушателей, целый час в эфире обсуждались важные вопросы, перемешиваясь с ностальгическими воспоминаниями. Главный редактор нашего издания, Алла Романова, как всегда, была приглашена в качестве эксперта. Мы предлагаем вам лишь часть этой дискуссии, всю запись вы можете прослушать, пройдя по этой ссылке.
Игорь Сологуб: В нашем детстве каждый мальчишка мог стать моряком, военным, лётчиком, просто играя во дворе. Девчата прыгали в классики, играли в магазин, «небо-котёл». А некоторые играли и в футбол, и в пограничников. Ведь компьютеров у нас не было, телевизор показывал три-четыре канала, сидеть дома не было никакого смысла, и всё свободное время проводилось во дворе.
Одной из наших забав были самодельные «медальки». Бралась монета в 2-3 копейки и подкладывалась на рельсы трамвая. После того, как по ней проезжал состав, получался уникальный «блинчик». Потом вся компания раскладывала свои «медальки» и сравнивали, у кого вышло ровнее. Тут у каждого был свой секрет и хитрость — как монетку положить. А старшие ребята делали с помощью трамвая почти настоящие ножички! На рельс клали гвоздь, он расплющивался по всей длине, его обтачивали об камешек, приматывали изолентой деревяшку-ручку...
Иван, радиослушатель: Я помню игру «Зенит». Она проводилась на футбольном поле. Около 10 человек делились на две команды: одна полностью вставала в ворота, а другая пыталась забить пенальти. Задачей было набрать определённое количество очков. А если мяч укатывался на поле, то нужно было скорее бежать за ним и брать в руки.
Алла Романова, главный редактор журнала «Игры и Игрушки»: А помните игру в чеканочку? В ней мяч надо было передавать по кругу, подкидывая только ногой. Вообще с мячом была уйма игр: вышибалы, десяты, пристенок, съедобное-несъедобное, пионербол. Да и сами игрушки мы же часто делали из подручных материалов. Для прыганья в классики — фишки-камушки. Всякие трубочки-плевалки, рогатки, дымовые бомбочки. Настоящими инженерами были! Хвастались друг перед другом «секретиками». У нас их делали так. Доставали яркие фантики, замысловатые пуговки или камешки, осколки прозрачного стекла. Где-нибудь в сени деревьев выкапывали небольшую ямку, устилали её листьями и выкладывали туда свои «сокровища», а сверху накрывали стеклом и засыпали землёй. Было в этом что-то таинственное: сметаешь пальцем землю, а там под стеклом такая красота! Самое главное было не забыть своё секретное место и не сделать его слишком опознаваемым — вдруг разорят?! И все эти знания, игровые традиции передавались от старших младшим. Что сейчас, увы, почти утрачено. Онлайн игры, зарубежные сериалы диктуют моду во что играть. Плюс сказывается засилие планшетов. В дни летних каникул одна наша сотрудница привела семилетнего сына в редакцию. У нас огромное количество игрушек, казалось бы, только играй. Но ребёнок еле дождался, пока мама даст ему планшет. Следующие три часа его не было ни видно, ни слышно. Мне кажется, что переломить ситуацию могут только создатели мультфильмов и производители игрушек. Если видеопродукция будет помогать распространению моды на оффлайн игры, а производители под неё подстраиваться. Тогда у нас будет шанс заинтересовать детей подвижными играми, пусть с теми же героями любимых мультфильмов.
Сейчас уже многие производители стараются вывести персонажи онлайн игр в реальную жизнь наших детей, например LEGO анонсировало конструктор дополненной реальности, skylanders выпустил серию фигурок, предназначенных для игры вместе с «порталом» — возникать на экране дисплея персонаж будет в виртуальном мире только после установки его на обычный игровой портал. Такими вот шагами, по моему мнению, можно постепенно вернуть наших детей в реальный мир игр, популяризируя общение не только с персонажами, но и со сверстниками, пусть и в новой интерпретации.
Алексей, радиослушатель: А мы кроме войнушки, знакомой всем мальчишкам, во дворе играли в индейцев. Все раскрашивались как могли, придумывали себе звучные имена. Даже взрослые присоединялись. Они нам помогали, были разведчиками. К масштабным играм можно отнести и казаки-разбойники. Ведь и логика развивалась и пространственное мышление. Или был аналог этой игры: рисовался большой круг и в нём стрелки — нужно было найти, кто где спрятался. Зачастую никто точно и не знал правил игры, их придумывали сами на месте, как вот с этим кругом.
Ольга Серебрякова: Наверное, такие масштабные игры сейчас вообще не возможны. И дело даже не в том, что дворы постепенно утрачивают свою неповторимую игровую ауру. Банально пространства нет. Ведь всё заставлено автотранспортом. И проблема не только в этом. Ведь главным залогом дворовых игр было что? Свободное пространство, куда родители безбоязненно отпускают своих детей. И большое количество разновозрастных ребят. Вот тогда и складывались и коллективные игры, и обучение разным играм. Все-таки время сильно изменилось. Дело даже не в современных устройствах, а глубже — в сознании людей, в ценностях. Нет смысла сравнивать, каким было детство тогда, и какое оно сейчас. Но возникает вопрос, какие плоды оно даст?
Дарья Дипки, антрополог: Социализация человека в разные эпохи проходит по-разному и это нормально. Школа, разные кружки, книги, социальные сети, друзья — это то, что формирует человека на сегодняшний момент. Если родители видят, что чего-то не хватает, всё в их силах: подсунуть полезную книжку, поиграть вместе с ребёнком, рассказать о собственном детстве.
Рекомендуем почитать
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку