"Игры и Игрушки" №4-2014
Игрушки в «Русском музее» Санкт-Петербурга
Экспозиция отдела народного искусства насчитывает около 1500 экспонатов: кружево и набивные ткани, керамика и вышивка, резьба по дереву и кости, деревянная скульптура, игрушка, лубок, лаковая миниатюра Палеха, современная гжельская керамика, ювелирные изделия, работы косторезов Холмогор и Тобольска, хохломская роспись, богородская игрушка и т.д. Вот некоторые из них:
Филимоновская игрушка
«По-прежнему нежно светятся их лимонный анилин и зелёные цветки. Игрушечники далёкого лесного селения, бывшего в дебрях старообрядческих скитов, живут вместе со всей страной. Их волнует великая правда сталинской конституции. Одна из последних игрушек изображает известную всему миру палатку на полюсе и Кренкеля, машущего рукой подле неё».Журнал Советская игрушка 1938 год
Большой популярностью детей Севера пользуется игра «в оленя». В этой игре тренируется умение, набросив аркан, поймать бегущего оленя. Дети изображают оленей, подражая им движением и голосом. Те, кто помладше, изображают собак, с лаем разгоняющих стадо. Игра «в оленя» настолько захватывает участников, что продолжается несколько часов подряд. В играх дети часто пользуются шкурками животных, заячьими лапками, оленьими рогами, птичьими крыльями и лапками, прикрепляя их к своей одежде и представляя себя тем или иным животным.Куклы Панки
Поморье. Игрушки делались плотниками топором из балясин, опор для домов. До того как стать детскими игрушками, они скорее всего были северными идолами. В Вологодской губернии, в Чарозере, например, такие столбы с резными головами ставили перед домом. Это были мемориальные изображения хозяина и хозяйки. В словаре Даля есть слово «панка» (диалект Орловской области), обозначающее деревянную чашку.Моховики
Моховики — особая игрушка. Фигурки смотрят сумрачно, гневно. Делали их в XIX веке крестьяне глухих вятских лесов из сухого мха, еловых шишек, коры и щепок. Их изделия закупались в Вятке земскими кустарными складами по 30 копеек за пару. Ещё в 30-х годах XX века моховиков делали в деревне Марьино Кировского района. Теперь не делает их никто.Отдельный интерес представляют игрушки, которые можно найти среди экспонатов, иллюстрирующих образ жизни коренных народов Севера и Сибири. Игрушки и игры мальчиков можно было разделить на 4 группы: бытовые, охотничьи, оленеводческие и рыболовные. Одна из любимых игр – бросание аркана (тынзян). Состязаясь в ловкости, мальчишки стараются набросить петлю аркана на головки нарт или рога оленя, лежащие на земле. Подражая взрослым, дети прыгают через маленькие нарточки, запрягают собак и катаются на собачьей упряжке. У детей есть игрушки, позволяющие этому научиться: набитые волосом хомутики, упряжь из кожи, сукна или тряпочек, игрушечные нарты. У девочек — свои игры. Их игрушки состоят из кукол, кукольного гардероба и кукольного хозяйства. В прошлом головы кукол делались из клювов водоплавающих птиц, так как считалось, что перелётные птицы ежегодно улетают к богу и являются чистыми, невинными. У кукол, представляющих мужчин, головой служил клюв гуся, у кукол-женщин – клюв утки. У кукол не было лица, рук и ног, т. е. всего того, что отождествляло бы их с человеком. Считалось, что человеческие лицо и тело могут одухотворить, очеловечить куклу. Для этих фигурок были маленький чумик, нарты и олени.
Популярна подвижная игра Икушкикмяк (Ухо-локтевая ходьба). Для этих причудливых гонок игроки ложатся на живот, распределяя свой вес между локтями и носками ног. Затем каждый игрок хватает себя за уши и держит их на протяжении всей гонки. Побеждает тот, кто сможет пройти дальше других, не отпуская ушей.
Взрослые, наблюдая за игрой своих детей, ненавязчиво корректировали их действия, прививая правила поведения в соответствии с общепринятыми нормами морали.
Среди экспонатов музея можно даже увидеть такие игрушки-головоломки, как «Вет лов тынуп юх» (стоимостью пяти лошадей палочка). Задача её состоит в том, чтобы, не развязывая узлов, переместить обе косточки на одну из верёвочек. Существует легенда о том, как хантыйский охотник загадал эту головоломку русскому купцу, который приехал менять свои товары на пушнину. Купец разгадывал головоломку три дня, но так и не разгадал. Придя к охотнику, купец попросил раскрыть секрет этой головоломки. Старый охотник согласился сделать это в обмен на пять лошадей.
Анастасия Тишкина, педагог дополнительного образования
Рекомендуем почитать
- В мире игрушек
- Соотносилки
- Использование игр Воскобовича в работе педагога-психолога ДОО
- Спрашивайте — отвечаем
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии