"Игры и Игрушки" №6-2014
Бизнес с пелёнок
В прошлом номере мы подняли важную тему: стоит ли погружать ребёнка через игру в мир финансов. Оказывается, существует большое количество игр, направленных на знакомство детей с деньгами, финансовыми операциями. Разработаны специальные методики финансового образования, опубликована масса литературы. Сегодня мы продолжим разбираться в такой неоднозначной теме
Если вы решили начать «финансовые отношения» с ребёнком, то следует ещё и научить его распоряжаться деньгами. Расскажите, что часть можно тратить на повседневные нужды, а часть откладывать на «крупную» покупку. Это научит, во-первых, терпению. А во-вторых, умению отсеивать сиюминутные желания, определять для себя цели и планомерно их достигать. Как только у ребёнка появились деньги на расходы, родители могут перестать покупать ему игрушки, диски, компьютерные игры и прочие «лишние» вещи. Теперь желанное ребёнок должен покупать из собственных средств.
В статье Натальи Мичковской («Комсомольская правда») о детях и деньгах мне показалась важной следующая мысль: «Выдача карманных денег воспитает в ребёнке элементы самостоятельности, научит его считать деньги, планировать покупки, экономить, откладывать сбережения, то есть распоряжаться деньгами. Кроме того, многие психологи убеждены: карманные деньги позволяют ребёнку чувствовать себя полноправной личностью, которой не унизительно жить в мире, «где всё продаётся и всё покупается». Если же ребёнок не может сам хотя бы иногда покупать себе то, что ему нравится, он будет испытывать отрицательные эмоции, у него могут развиться жадность, зависть к другим детям, комплекс неполноценности».
Взрослым следует помнить, что игра с деньгами сравни игре с огнём. Если в семье здоровые отношения, родители и дети близки и любят друг друга, в такие «финансовые отношения» играть можно. Они воспринимаются как игра, где дети учатся зарабатывать, а родители обозначают направления, в которых дети могут их порадовать. Но если семья другая, отношения между родителями и детьми натянутые, тогда человеческие отношения заменяются деньгами. А это совсем не игра.
Растущее желание независимости ребёнка неизбежно влечёт за собой изменения в характере его отношений с родителями. Карманные деньги — один из маркеров нового положения ребёнка в мире людей. Ребёнок, взрослея, постепенно отгораживает собственную территорию, на которую родители будут иметь вход, только если того захочет он сам. Давая карманные деньги, родители со своей стороны как бы признают за ребёнком право на собственную территорию. Этим они подтверждают право ребёнка на собственный выбор и показывают ему своё доверие. Это особенно актуально с подростками, но касается и младших школьников. Родители иногда не дают денег ребёнку именно потому, что опасаются, что эти деньги будут использованы на опасные вещи (вредную еду, алкоголь, наркотики). В таких случаях ребёнку от родителя поступает сразу два негативных сообщения: ты недостоин нашего доверия и ты неспособен к правильному выбору. Можно обоснованно ожидать, что оба эти послания не лучшим образом повлияют на самооценку ребёнка и его поведение во взрослом возрасте.
Деньги лучше всего начинать регулярно давать около 6–7 лет. В этом возрасте ребёнок уже достаточно социально развит, чтобы деньги обрели для него ценность. Не существует какой-то правильной формулы, по которой можно было бы высчитать идеальную сумму карманных денег для каждого случая, но некоторые опорные пункты можно перечислить:
Перефразируя крылатую фразу можно сказать: «Деньги детям не игрушка». Когда и как просвещать ребёнка на финансовую тему каждый родитель решает сам. А производители помогут в этом своей разнообразной продукцией.
Уважаемые читатели! По традиции, мы приглашаем вас присоединиться к обсуждению проблемной темы. Рубрика «Играть или не играть» позволяет задуматься над тем, какие игрушки мы даём своим детям и правильно ли мы поступаем отказывая им в чём-то, или навязывая свои собственные ценности. Допустима ли игра с деньгами: настоящими и ненастоящими? Ваши комментарии и мнения мы очень ждём, присылайте свои суждения на почту redaktor@i-igrushki.ru, а также, оставляйте комментарии в наших группах, в социальных сетях. Самые интересные высказывания будут опубликованы в следующем номере.
«Игра в жизнь»
Да-да, именно так называется настольная финансовая игра. Все мы хотим подготовить детей к взрослой жизни, научить их быть ответственными, нестандартно мыслить в сложных ситуациях, уметь просчитывать последствия принятия решений. Лучшая тренировка — это приобретение личного опыта. Но как же его приобрести, если речь идёт о покупке недвижимости, о рентабельности собственного дела, о выборе места отдыха, о рождении наследника. Всё это «взрослая» жизнь. Раскладываем поле, устанавливаем рулетку и вперёд… в жизнь! Путешествуй по полю, учись, женись, заводи детей, выбирай работу, острова для путешествий и даже продолжительность игры! Можно купить себе дом, машину или, наоборот, продать их, выиграть в лотерею и многое другое. Игра завершается тем, что игроки выходят на пенсию — каждый со своим богатством, которое сумел заработать и сохранить за всю жизнь. Побеждает игрок, у кого самые большие накопления. «Игра в жизнь» поможет детям осознать основные жизненные принципы, научит принимать ответственные решения и объективно оценивать ситуацию. Игровое поле выглядит очень красочно, содержит множество объёмных элементов. В комплект входят: игровое поле с объёмными элементами, рулетка, здания, машины и человечки, жетоны жизни, карточки зарплаты, карьеры, акций, недвижимости, деньги, а также карты «Поворот судьбы», которые делают игру непредсказуемой и интересной. Существует усложнённая вариация этой игры с банковскими карточками. Через специальный аппарат игрок по своей карте может снять заработную плату, рассчитаться с налогами. Игра помогает смоделировать не просто мир банковских воротил, где главное — прибыль. Она окунает ребёнка в знакомый ему мир взрослых, в котором он может действовать! Скорее всего, после двух-трёх туров «Игры в жизнь» ваш малыш по-новому посмотрит на привычный окружающий мир.«Карманные» деньги
После игры с «виртуальными» бумажными деньгами ребёнок более осознанно станет относиться к деньгам, которые родители дают на карманные расходы. Споры взрослых о целесообразности выделения денег ребёнку не утихают: давать ли, за что, сколько? Недавно я стала свидетельницей такой сцены. Моя знакомая, мама десятилетнего школьника, просматривая его дневник, производила нехитрые подсчёты: «Две пятёрки сегодня! Молодец! Значит, пять рублей и пять рублей…». «При чём тут пять в дневнике и пять рублей?» — удивилась я. Всё оказалось удивительно просто: в их семье принято поощрять отличную учёбу сына материально. Пять рублей за оценку «отлично», четыре — за «хорошо». Тогда по логике вещей за двойку мальчику должны выдать два рубля? Или оштрафовать на эту сумму? Пять рублей — не деньги по современным меркам, скорее некий символ. «Очень мало это», — скажут одни. В то же время в классе сына моей знакомой есть ученики, которым даются 100 рублей и больше просто за помощь по дому: вымыл посуду после ужина — вот тебе купюра. «Очень много», — скажут другие. А не откажется ли ребёнок однажды помогать вам по дому, потому что ему не нужны будут деньги. Не подменяется ли стремление к знаниям стремлением к рублю? Кроме того, ребёнок общается с друзьями одноклассниками, и его финансовое «состояние» может накладывать определённый отпечаток на статус в обществе. А многие родители выдают карманные деньги «просто так», без привязки к какому-либо успеху. Такое поведение взрослых имеет опасную сторону. Ребёнок, привыкнув к постоянным финансовым «влияниям» подвержен бездумным тратам. Он твёрдо уверен: если ему что-то срочно понадобится, а карманных денег нет, родители всегда помогут. Такое безответственное отношение к деньгам будет только крепнуть из года в год и сохранится во взрослой жизни.Если вы решили начать «финансовые отношения» с ребёнком, то следует ещё и научить его распоряжаться деньгами. Расскажите, что часть можно тратить на повседневные нужды, а часть откладывать на «крупную» покупку. Это научит, во-первых, терпению. А во-вторых, умению отсеивать сиюминутные желания, определять для себя цели и планомерно их достигать. Как только у ребёнка появились деньги на расходы, родители могут перестать покупать ему игрушки, диски, компьютерные игры и прочие «лишние» вещи. Теперь желанное ребёнок должен покупать из собственных средств.
В статье Натальи Мичковской («Комсомольская правда») о детях и деньгах мне показалась важной следующая мысль: «Выдача карманных денег воспитает в ребёнке элементы самостоятельности, научит его считать деньги, планировать покупки, экономить, откладывать сбережения, то есть распоряжаться деньгами. Кроме того, многие психологи убеждены: карманные деньги позволяют ребёнку чувствовать себя полноправной личностью, которой не унизительно жить в мире, «где всё продаётся и всё покупается». Если же ребёнок не может сам хотя бы иногда покупать себе то, что ему нравится, он будет испытывать отрицательные эмоции, у него могут развиться жадность, зависть к другим детям, комплекс неполноценности».
Взрослым следует помнить, что игра с деньгами сравни игре с огнём. Если в семье здоровые отношения, родители и дети близки и любят друг друга, в такие «финансовые отношения» играть можно. Они воспринимаются как игра, где дети учатся зарабатывать, а родители обозначают направления, в которых дети могут их порадовать. Но если семья другая, отношения между родителями и детьми натянутые, тогда человеческие отношения заменяются деньгами. А это совсем не игра.
Взгляд психологов
Вопрос «детских» денег широко освещается психологами. Вот несколько советов от Елизаветы Филоненко, семейного психолога, специалиста по детско-родительским отношениям, которые помогут разобраться в проблеме.Растущее желание независимости ребёнка неизбежно влечёт за собой изменения в характере его отношений с родителями. Карманные деньги — один из маркеров нового положения ребёнка в мире людей. Ребёнок, взрослея, постепенно отгораживает собственную территорию, на которую родители будут иметь вход, только если того захочет он сам. Давая карманные деньги, родители со своей стороны как бы признают за ребёнком право на собственную территорию. Этим они подтверждают право ребёнка на собственный выбор и показывают ему своё доверие. Это особенно актуально с подростками, но касается и младших школьников. Родители иногда не дают денег ребёнку именно потому, что опасаются, что эти деньги будут использованы на опасные вещи (вредную еду, алкоголь, наркотики). В таких случаях ребёнку от родителя поступает сразу два негативных сообщения: ты недостоин нашего доверия и ты неспособен к правильному выбору. Можно обоснованно ожидать, что оба эти послания не лучшим образом повлияют на самооценку ребёнка и его поведение во взрослом возрасте.
Деньги лучше всего начинать регулярно давать около 6–7 лет. В этом возрасте ребёнок уже достаточно социально развит, чтобы деньги обрели для него ценность. Не существует какой-то правильной формулы, по которой можно было бы высчитать идеальную сумму карманных денег для каждого случая, но некоторые опорные пункты можно перечислить:
- начинайте с небольших сумм, увеличивая их по мере взросления ребёнка;
- обсудите количество выдаваемых денег с ребёнком, его представления о сумме карманных денег очень важны;
- выдавайте деньги, с которыми вы действительно готовы расстаться без особенных переживаний. Дети могут тратить деньги на неодобряемые вами вещи, дарить или терять деньги. Поэтому, в руках у ребёнка должна оказаться только та сумма, потерю которой родители не будут переживать слишком бурно;
- желательно никак не контролировать, на что ребёнок тратит сумму. Бывает довольно часто, ребёнок тратит деньги на то, что ему не покупают родители (колу, чипсы и проч.) Однако, этот вопрос касается другой области воспитания, он непосредственно не относится к карманным деньгам. Пищевые привычки и установки относительно того, что такое хорошо, и что такое плохо — складываются в течение многих лет, под влиянием среды. Всегда найдутся возможности поступить «не так» и финансовыми ограничениями этот вопрос решить невозможно;
- сумма карманных денег должна быть оговорена с ребёнком заранее и быть фиксированной;
- карманные деньги не могут быть у ребёнка отняты в связи с каким-то то его проступком или настроением родителя. Лишать денег за какую-либо провинность — это неудачная стратегия, отнимающая у ребёнка чувство безопасности, приводящая к чувству психологической беспомощности. Ведь если взрослый по своему усмотрению может давать или отнимать свободу и самостоятельность, воплощением которой частично являются деньги, то для ребёнка это означает собственную ничтожность. Таким приёмом лучше не пользоваться;
- давать ребёнку деньги в оговорённые сроки (раз в месяц или неделю). В начале «финансового пути» ребёнка срок, на который даются деньги, должен быть совсем небольшой. Постепенно, с возрастанием сумм, может увеличиваться и интервал между финансовыми вливаниями. В таком случае подросший ребёнок уже столкнётся с необходимостью минимального планирования своих трат, в чём вы сможете ему помочь.
Перефразируя крылатую фразу можно сказать: «Деньги детям не игрушка». Когда и как просвещать ребёнка на финансовую тему каждый родитель решает сам. А производители помогут в этом своей разнообразной продукцией.
Уважаемые читатели! По традиции, мы приглашаем вас присоединиться к обсуждению проблемной темы. Рубрика «Играть или не играть» позволяет задуматься над тем, какие игрушки мы даём своим детям и правильно ли мы поступаем отказывая им в чём-то, или навязывая свои собственные ценности. Допустима ли игра с деньгами: настоящими и ненастоящими? Ваши комментарии и мнения мы очень ждём, присылайте свои суждения на почту redaktor@i-igrushki.ru, а также, оставляйте комментарии в наших группах, в социальных сетях. Самые интересные высказывания будут опубликованы в следующем номере.
Ушакова Екатерина, выпускающий редактор
Рекомендуем почитать
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку